Домой / Мыловарение / Франция после де Голля. Основные направления экономического и социально-политического развития

Франция после де Голля. Основные направления экономического и социально-политического развития

Несмотря на успешный итог обеих избирательных кампаний 1988 г., в рядах ФСП усиливались центробежные тенденции. М. Рокару удалось упрочить свои позиции в партии за годы «сосуществования» сформировать многочисленное течение неолиберального толка. При поддержке авторитетного функционера партии П. Береговуа Рокар даже ставил вопрос о коа-лиции с центристскими группировками из левого крыла СФД. Мит-теран был вынужден предложить своему оппоненту пост премьер-министра, но фактически снял с себя ответственность за действия правительства. В качестве альтернативы рокаровской группировке в СФП обособилось левое крыло под руководством Ж.-П. Шевенмана, выступающее за сохранение марксистской идеологической платформы. Сторонники Миттерана в партии раскололись на две группы. Толчком к этому стали выборы председателя ФСП в 1988 г., на которых П. Моруа одержал победу над протеже президента Л. Фабиусом. Раскол усугубился на партийном съезде в 1990 г., где оппонентом Фабиуса выступил министр образования, молодежи и спорта Леонель Жоспен, поддержанный Моруа. Течение Л. Фабиуса настаивало на соблюдении тактики президента - быть вне противостояния левых и правых, составлять «ось большинства». Жоспен призывал к модернизации партийной идеологии при сохра-нении базовых ценностей социализма и отказу от заигрывания с пра-выми. Он не исключал и нового сближения с ФКП.

Правительство Рокара попыталось избежать резких поворотов социально-экономического курса. Такая политика, не отдававшая предпочтение ни развитию частного бизнеса, ни восстановлению позиций государственного сек-тора, получила название «ни - ни». Правительство отказалось от реприватизации, продолжило курс на внедрение государственных предприятий в рыночную инфраструктуру. В 1989 г. государственные страховые кампании получили право эмиссии акций и продажи через них частным инвесторам до,25 % капитала. В начале 1991 г. государственным промышленным предприя-тиям было предоставлено право открывать частным инвесторам до 49,9 % ка-питала. Правительство восстановило налог на крупные прибыли, но не стало существенно расширять социальные программы и увеличивать уровень зара-ботной платы. Рокар считал сохранение низкого уровня инфляции важней-шим фактором экономического роста.

Умеренный курс правительства Рокара вызывал критику, как со стороны правых партий, так и в самой ФСП. Оппозиция особенно активизировалась с.1990 г., когда начали проявляться признаки очередной рецессии. Экономическая ситуация в стране начала ухуд-шаться отчасти из-за мировой конъюнктуры, отчасти - вследствие явного недостатка деловой активности. Слишком жесткая дефляционная политика, отказ от использования денежных механизмов для активизации рынка «заморозили» французскую экономику, спровоцировали инерционность инвестиционного рынка. Как след-ствие, хронической проблемой стала безработица. Даже по офици-альным данным уровень ее превысил уже 3 млн человек. Реакцией населения стало заметное повышение нормы личных накоплений, стремление сократить потребление, что становилось дополнитель-ным фактором рецессии.

С осени 1990 г. в ФСП активизировалась антирокаровская оппозиция. Ее лидером выступила Эдит Крессон, демонстративно покинувшая состав правительства в знак несогласия с экономической политикой Рокара и Береговуа. Крессон была одним из «адъю-тантов» Миттерана, входила в его ближайшее окружение еще;в ФСДЛ. Несмотря на достаточно неудачный опыт министерской деятельности в кабинетах Моруа и Фабиуса, именно в Крессон пре-зидент видел фигуру, способную придать энергичность левому пра-вительству и одновременно укрепить в партии его собственные позиции. 15 мая 1991 г. Крессон заняла пост премьер-министра, выдвинув амбициозную программу развития французской промышленности. Некоторые ее идеи фактически повторяли жесткую риторику голлистов десятилетней давности. Крессон заявляла о не-обходимости протекционистской защиты французских высокотехнологичных отраслей и агрессивной торговой экспансии в Европе и третьем мире. В составе правительства, из которого были изгна-ны рокаровцы, она предполагала создать «суперминистерство экономики», способное стать «верховным командованием для ведения экономической войны». Крессон поддержала идею «ползучей прива-тизации», санкционировав в 1991 г. продажу государственными пред-приятиями своих филиалов частным компаниям. Особой гор-достью премьер-министра был план развития средних и малых предприятий, весьма схожий с действиями Тэтчер и Рейгана. Но французской «железной леди» из Крессон не получилось. Ее амбиции вызывали раздражение у общественности. В конце года ее рейтинг составлял лишь 20 %, у самого Миттерана немногим больше - 25 %. Не усилили позиции социалистов ни принятие в декабре 1991 г. новой программы с возрождением социалистичес-кой риторики, ни избрание в январе 1992 г. председателем партии Л. Фабиуса.

Снижение популярности ФСП отчетливо проявилось на регио-нальных выборах в марте 1992 г. Социалисты получили лишь 18 %, тогда как СФД и ОПР, объединившиеся еще в 1990 г. в конфедера-цию «Союз за Францию» - 30 %. Коммунистов поддержали лишь 8 % избирателей, столько же проголосовали за экологистов и изби-рательный блок «Охота, рыбалка, природа и традиции». Нового успеха добились лепеновцы (14 %). «Я не понимаю, что происходит с партией. Она превратилась в ноль. Ее больше не существует», - горько сетовал Миттеран.

Последним козырем Миттерана стало назначение на пост премьер-мини-стра в апреле 1992 г. Пьера Береговуа, который, несмотря на кратковремен-ное сближение с Рокаром, относился к миттерановскому течению в ФСП. Береговуа сыграл огромную роль в идеологическом дрейфе ФСП после провала «левого эксперимента» и был одним из наиболее профессиональных мини-стров в кабинетах Фабиуса, Рокара и Крессон. Задачами своего правитель-ства он объявил борьбу против безработицы, продолжение частичной прива-тизации для укрепления государственной финансовой базы, подготовку ра-тификации Маастрихтского договора. Но шансов предотвратить разгром ФСП на предстоявших парламентских выборах он уже практически не имел. Про-вал политики социалистов был очевиден. Продолжался рост безработицы. За три последних года дефицит государственного бюджета вырос с 90 до 165 млрд франков. Промышленный рост находился почти на нулевой отметке.

Выборы в Национальное собрание, состоявшиеся в марте 1993 г. принесли триумфальный успех правым партиям, которые отказа-лись от былого радикализма и построили свою программу на бес-проигрышных лозунгах «ответственности» и «доверия», умеренных реформ, борьбы против социального неравенства и безработицы, преступности и терроризма. 247 депутатов от ОПР и 213 от СФД при поддержке 24 присоединившихся составили огромное большин-ство - 484 из 577. ФСП сохранила лишь 54 мандата, ФПК - 26. Мажоритарная система выборов не позволила получить места!в парламенте лепеновцам и экологистам, хотя в первом туре их под-держало 12,4 % и 7,6 % избирателей. Выборы прошли при беспреце-дентной пассивности граждан. В них приняли участие лишь 30,8 % избирателей. Кризис «четырехпартийной модели» был очевиден. Левый лагерь «лежал в развалинах». В ФКП произошла смена ру-ководства. Новый генеральный секретарь Робер Ю взял курс на радикальную смену программных ориентиров и имиджа партии, обрекая ее на неизбежный раскол и уход тысяч сторонников тради-ций Тореза и Дюкло. ФСП в 1993 г. также покинула группировка левых под руководством Ж.-П. Шевенмана. Это произошло после смещения с поста председателя Л. Фабиуса и избрания его преем-ником Рокара. Многочисленные противники Рокара расценили это как путч, а его предложение о формировании новой левоцентристской коалиции с экологистами и коммунистами-реформаторами вызвало острый конфликт с Миттераном. Распри в партии и сокру-шительное поражение на выборах привели к самоубийству 1 мая 1993 г. П. Береговуа.

Правительство правого большинства в 1993 г. возглавил Эдуард Валадюр, более десяти лет являвшийся советником Ширака по проведению избирательных кампаний. Ширак остался лидером ко-алиции, но готовился к президентским выборам. Валадюр объявил приоритетной задачей правительства борьбу с безработицей и спа-сение системы социального страхования, находящейся на грани бан-кротства. Для обеспечения финансовой базы такой политики пра-вительством был выпущен государственный заем, собравший 110 млрд франков, повышены косвенные налоги на бензин и спирт-ное, налог «на социальные нужды» (которым облагаются все виды доходов), начата кампания по экономии расходов на государствен-ный аппарат. Важную роль в увеличении доходной части бюджета сыграла вторая волна приватизации. Она началась с лета 1993 г. и охватила значительную часть государственного сектора. Но в от-личие от приватизации 1986-1987 гг. происходила не тотальная распродажа, а структурная реформа государственного сектора - со-средоточение в нем предприятий, связанных с системой обществен-ных услуг. Правительство отказалось от формирования «твердых ядер», сняло ограничение на покупку акций зарубежными инвес-торами из стран ЕС, ввело практику оплаты акций в рассрочку и не пыталось форсировать темпы приватизации.

Принятые меры позволили сократить бюджетный дефицит и со-здать новые рабочие места (преимущественно в сфере капитально-го и жилищного строительства). Для поощрения роста занятости правительством был также сокращен налог на фонд заработной пла-ты. Часть средств была аккумулирована в специальном «Фонде солидарности», созданном для поддержки системы страхования по безработице. Одновременно правительство предприняло жесткие меры по ограничению иммиграции, борьбе против занятости неза-конных иммигрантов. Все эти меры вызывали большую обществен-ную поддержку. В пользу правительства говорили и экономичес-кие показатели 1994 г. - снижение уровня инфляции до 1,8 % в год, заметное сокращение безработицы, рост ВВП почти на 2,9 %, со-кращение бюджетного дефицита. Французам импонировал лич-ный имидж премьер-министра, его спокойствие, уверенность, иро-ничность и даже знаменитые красные носки. В 1994 г. Валадюр рас-сматривался уже как основной кандидат на победу на будущих президентских выборах.

Валадюр окончательно заявил об участии в предвыборной гонке в декабре 1994 г., когда стало известно об отказе баллотироваться основного кандидата от ФСП Ж. Делора. В такой ситуации раскол электората ОПР, неизбежный при соперничестве Валадюра с Шираком, уже не выглядел слишком опасным. Сложилась парадоксальная ситуация, когда основными противниками в ходе избирательной кампании стали представители одной партии (хотя формально Валадюр выступал как независимый кандидат). Выдвижение в феврале 1995 г. кандидатом от ФСП Л. Жоспена не воспринималось в качестве серьезной аль-тернативы. Соперничество же Валадюра и Ширака приобрело совершен-но неожиданный поворот. Валадюр опирался в своей кампании на достиже-ния правительства и обещал избирателям продолжение прежнего курса. Первоначально он явно лидировал по опросам общественного мнения. Стано-вясь аутсайдером, Ширак решился на рискованный маневр - он резко сменил ориентиры предвыборной программы и предстал перед избирателями едва ли не в роли левого кандидата. Лейтмотивом избирательной кампании Ширака стала острая критика правительства, упреки Валадюра в иммобилизме и само-успокоенности, акцентирование внимания избирателей на злободневные про-блемы французского общества. Ширак уверенно привлекал симпатии молоде-жи и «протестного электората». Сильными оставались и его позиции в ОПР.

Первый тур выборов принес победу Жоспену (23,3 %). Но этот успех был обусловлен в большей степени расколом правого элек-тората. Часть избирателей ОПР даже проголосовала за социалиста, чтобы избежать «братоубийственного» второго тура Валадюр - Ширак. В это паре нелегкую победу одержал Ширак. Он получил 20,6 %, Валадюр - 18,5 %. Еще 15 % избирателей проголосовало за Ле Пена, 8,7 % - за Робера Ю. Ширак завоевал пост президента, но Юрогой ценой. Уже вскоре ему пришлось нести ответственность за юпулистские обещания.

Сосредоточив свои усилия на внешнеполитической сфере, Шиэак доверил проведение экономической и социальной политики "лаве правительства Аллену Жюппе, стойкому приверженцу либерализма и технократизма. Правительство заявило о необходимос-ти дальнейших усилий по ликвидации бюджетного дефицита и госу-дарственного долга, стабилизации валютно-финансовой системы, реорганизации государственного сектора. Помимо продолжения приватизации, увеличения налогов и дерегламентации трудовых отношений предполагалось пересмотреть многие аспекты социаль-ной политики. Однако уже первый правительственный проект по сокращению социальных гарантий (сокращению пособий по без-работице и пенсионных выплат) вызвал острое недовольство общества. Его автор министр экономики и финансов Ален Мадлен был уволен в августе 1995 г. во избежание массовых акций протес-та. Тем не менее, предотвратить кризис не удалось. Опубликование 1осенью 1995 г. плана Жюппе по увеличению срока выплат в пенси-онный фонд государственных служащих и отмене части их соци-альных льгот вызвало новую волну протестов. Невзирая на обостре-ние обстановки, Жюппе объявил о начале структурной перестройки и частичной приватизации Национальной компании железных до-рог. Ответная забастовка железнодорожников и солидарные с нею выступления рабочих других отраслей поставили в ноябре 1995 г. Францию на грань острейшего политического кризиса. Правитель-ству пришлось пойти на уступки, отказавшись от проекта реформы и начав диалог с профсоюзами о его корректировке.

В 1996 г. экономические реформы правительства Жюппе носили умеренный характер и были связаны преимущественно с продолжением приватиза-ции, разработкой правового статуса свободных экономических зон, сокращением военных расходов. Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвра-щение на работу сокращенного персонала. В то же время проблема финансово-го оздоровления оставалась нерешенной. В преддверии ввода евро и формиро-вания «первого эшелона» Европейского валютного союза был необходим прорыв в этом направлении, достичь который можно было лишь ценой непо-пулярных мер. В такой ситуации Ширак решился на чрезвычайно рискован-ный шаг - досрочный роспуск парламента. Президент рассчитывал на то, что, даже потеряв часть депутатских мест в Национальном собрании, правые смо-гут получить новый вотум доверия избирателей и приступить к более реши-тельному реформированию национальной экономики и социальной системы. , Выборы, состоявшиеся в мае-июне 1997 г., принесли совершенно неожиданный результат. Правящие партии потерпели сокрушитель-ное поражение, сохранив лишь 250 мандатов. Лидер социалистов Л. Жоспен подтвердил, что его относительный успех на президент-ских выборах не был случайностью. Социалистическая партия?с 252 депутатскими мандатами при поддержке коммунистов (39 депутатов) и экологистов (7 депутатов) получила возможность образования правительственного большинства. Успех ФСП был связан отчасти с общественным недовольством курсом правительства Жюппе, отчасти - с грамотно и активно проведенной избирательной кампанией. Жоспену удалось после долгого времени консолиди-ровать левый блок и заключить соглашение с коммунистами о сотрудничестве во втором туре. Голосовать против правых канди-датов во втором туре призвал своих сторонников и Ле Пен. Нако-нец, к поддержке левых склонился и центристский электорат. Ста-новилась очевидной новая тенденция политической жизни Фран-ции. После ухода СФД на правый фланг центристские избиратели все чаще голосовали не за определенную партию, а за установление «сосуществования» как своеобразную систему «сдержек и проти-вовесов» в лице соперничающих президента и премьер-министра.

Правительство «розово-красно-зеленого» альянса оказалось чрезвычайно деловитым и энергичным. По-новому раскрылся в роли премьер-министра Л. Жоспен, показавший себя политиком жест-ким, решительным, но и рассудительным, осторожным. Взвешен-ный, профессиональный и деидеологизированный стиль действий стал отличительной чертой нового кабинета. Такой курс получил название «левого реализма». Жоспену удалось найти сбалансиро-ванное решение таких болезненных проблем, как корректировка иммиграционного законодательства, чрезвычайно ужесточенного его предшественниками, проведение в жестких рамках бюджета обе-щанных накануне выборов повышения минимальной заработной платы и расширения занятости, частичное акционирование государ-ственных кампаний, предназначенных голлистским правительством для приватизации. Во всех случаях правительство избегало край-ностей и предлагало конструктивные, компромиссные варианты выхода из сложных ситуаций. Пресса назвала эту политику «модер-низацией с человеческим лицом».

Примером гибкого использования методов государственного регулирования стала налоговая политика правительства. Несмот-ря на сопротивление правой оппозиции, Жоспен добился в 1997 г. беспрецедентного повышения налога на прибыль крупных пред-приятий (на 15 %) и прямого изъятия нескольких миллиардов фран-ков с «замороженных» счетов государственных кампаний. Эти меры позволили снизить уровень бюджетного дефицита и привести его в соответствие с требованиями процедуры перехода к европейской валютной системе. Но уже в 1998 г. последовало снижение налого-вого бремени, что поддержало рост деловой активности.

Успеху Жоспена способствовало начало циклического подъе-ма (уже в 1997 г. был отмечен рекордный рост промышленного производства - на 6,7 % против 1,7 % в 1996 г.), оживление внут-реннего спроса, благоприятная мировая конъюнктура. В такой бла-гоприятной ситуации Жоспен получил возможность использовать радикальные способы борьбы с безработицей. Значительно рас-ширились общественные работы. С 2000 г. вступил в силу закон в 35-часовой рабочей неделе, запрещающий любые сверхурочные работы. Это способствовало повышению себестоимости французских товаров, но принесло не менее 100 тыс. новых рабочих мест. в целом же правительство Жоспена сумело снизить безработицу юолее чем на 10 %. Стабилизация экономического положения и корректные взаимоотношения Ширака с Жоспеном снизили политическую напряженность в стране. на кризис «традиционных партий» продолжался. Конец 90-х гг. ознамено-вался серией громких политических скандалов. Престижу ФСП изрядно навредило обнародование сведений о личных распоряжениях Миттерана по организации противозаконных прослушиваний телефонных разговоров по-литических противников. Миттерановский министр обороны Шарль Эрню был разоблачен как агент болгарской, румынской и советской разведок. В декабре 2000 г. в тюрьму был заключен сын Миттерана Жан-Кристоф, об-виненный в «торговле влиянием», а в январе 2001 г. начался суд над быв-шим министром иностранных дел и личным другом Миттерана Роланом Дюма, обвиненным в получении взяток. Лидеры ФКП Ж. Марше и Р. Ю ока-зались втянуты в судебные разбирательства о нелегальном финансировании партии. Несмотря на удачное завершение этого дела, партия оказалась на грани банкротства.

В 1999 г. достаточно неожиданно последовал раскол Национального фронта. Ему предшествовало отлучение решением суда на год от полити-ческой деятельности Ле Пена (наказание за драку в ходе предвыборных дебатов с оппоненткой из ФСП). Изоляция Ле Пена спровоцировала избра-ние президентом НФ Бруно Мегре. Сторонники Ле Пена отказались признать эти выборы. В состоянии кризиса оказалась и коалиция «За Фран-цию». В преддверии новых муниципальных выборов СФД отказался сохра-нить прежнее соглашение о единых действиях. Жискар д"Эстен в мае 2000 г. выступил с инициативой радикальной конституционной реформы с сокращением до 5 лет срока полномочий президента и уменьшением его прерога-тив. Это предложение поддержали депутаты правительственного большинства. ОПР попыталась отсрочить решение вопроса и перенести его на общенациональный референдум. Реализация инициатив СФД может озна-чать переход к Шестой республике.

Ответным ударом со стороны президентской команды стало втягивание парламента в дискуссии о различных аспектах конституционной реформы. Жоспен допустил серьезную ошибку, настаивая на предоставлении Корси-ке национально-политической автономии (подобная практика конституци-ей Пятой республики не учтена). В знак протеста в отставку подал министр " внутренних дел Ж.-П. Шевенман, левый социалист по убеждениям и этатист по политической философии. Парламент оказался на грани роспуска. "Для предотвращения кризиса Жоспен попытался инициировать в декабре 2000 г. конституционную реформу о переносе сроков выборов таким образом, чтобы президентские выборы обязательно предваряли парламентские. Этот проект вызвал резкую критику со стороны Ширака. Этап «мирного со-существования» завершился.

Франция в современной системе международных На рубеже 80-90-х гг. французская дипломатия столкнулась с рядом новых проблем. Развал социалистического содружества и кризисные процессы и не вызвали неоднозначную реакцию в Париже.

Поддерживая процессы демократизации, Миттеран принципиально выступал против любых проявлений сепаратизма и национализма. Именно поэтому французская дипломатия упорно поддерживала горбачевское руководство в СССР и «не замечала» растущее влияние российского президента Б. Ельцина. В 1992 г. Ельцин совершил официальный визит во Францию. В ходе переговоров обе стороны подтвердили стремление развивать «от-ношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотруд-ничестве». Но настороженность Парижа по отношению к новому российскому режиму сохранилась. Это было продемонстрировано в период политического кризиса в Москве в 1993 г.

Схожую позицию официальный Париж занял и в период дезин-теграции Югославии. Французская дипломатия сохраняла доста-точно позитивное отношение к Сербии даже после начала воору-женных конфликтов на территории бывшего союзного государства. Во время войны в Боснии Миттеран решительно настаивал на дей-ствии миротворческих сил строго в рамках их мандата и недопуще-нии втягивания их в военные действия. Невзирая на опасность, Миттеран даже лично посетил осажденный Сараево.

Распад СССР и Югославии заставил существенно скорректировать внеш-неполитическую стратегию Франции. Требовали осмысления и другие тен-денции развития системы международных отношений. Продолжалось быст-рое падение значимости в мировой политике ядерного фактора - важного аргумента французской дипломатии последних десятилетий. Все более не-определенными становились отношения с системе «Север - Юг». Франция пыталась сохранить свое влияние в африканском регионе, направляя сюда более 60 % всей помощи, оказываемой развивающимся странам, и не отказы-ваясь от военного присутствия. В Чаде Париж активно поддержал смещение X. Хабре в 1990 г. и по просьбе нового президента Идрисса Деби даже увели-чил численность своего миротворческого контингента. Но эти усилия уже не имели прежнего эффекта с точки зрения глобальной политики. Африка при-тягивала все меньший интерес мирового сообщества.

Миттерану пришлось определять место Франции в новой сис-теме международных отношений, характеризующейся быстрым ростом влияния США и НАТО, нарастанием угрозы локальных конфликтов. Уже война в Персидском заливе наглядно продемон-стрировала выросшую степень зависимости внешней политики ев-ропейских держав от действия Вашингтона. Франция была вынуж-дена участвовать во всех действиях антииракского альянса, хотя традиционно была связана с Ираком прочными экономическими и военно-политическими отношениями. Уже в ходе кампании Фран-ции пришлось отказаться под жестким давлением со стороны аме-риканского правительства от своего плана участия в военных дей-ствиях, ограниченного лишь освобождением территории Кувейта.

В последующие годы Миттеран попытался занять более неза-висимую позицию. В отношениях с США началось заметное ох-лаждение. Уже в 1991 г. французский президент демонстративно заявил о нежелательности участия США в решении европейских проблем, включая помощь бывшим соцстранам. В 1992 г. Франция и США оказались в состоянии ожесточенной «торговой войны». Идя на встречу антиамериканским настроениям, французское правительство заявило, что наложит вето на любое соглашение ЕЭС с США, которое будет противоречить ее экономическим ин-тересам. Символичным выглядело налаживание в 1992 г. кон-структивных отношений Франции с Кубой. Франция критически отнеслась к изменениям в натовской доктрине «гибкого реагиро-вания», решению о формировании многонациональных сил НАТО и перспективе расширения НАТО на Восток. Лишь в 1994 г., ког-да Миттеран начал постепенно отдавать инициативу голлистам, Франция поддержала программу «Партнерство во имя мира» и активизацию контактов альянса с восточноевропейскими стра-нами. Но в том же 1994 г. в Париже была издана «Белая книга по обороне». Обновленная военная доктрина предусматривала сохра-нение автономности французского ядерного оружия и защиту зоны национальных интересов. В перспективе французское пра-вительство предполагало создание европейских сил ядерного сдер-живания и расширение зоны ответственности вооруженных сил на все европейское пространство. Таким образом, по основным па-раметрам военно-политическая стратегия Франции вернулась в деголлевским традициям.

Европейское направление оставалось приоритетным для Мит-терана. Именно в контексте европейского интеграционного процес-са Франция могла сохранить статус мировой державы. Миттеран внес значительный вклад в переговорный процесс о формировании Европейского союза и подписание Маастрихтских соглашений. Ему пришлось преодолеть огромное сопротивление и в самой Франции. Французская политическая элита и все общество раскололись в своем отношении к проекту углубления интеграции. Федера-листские настроения объединили представителей СФД, часть ОПР во главе с Валадюром и Шираком, большинство членов СФП и экологистов. Против Маастрихтского договора выступили этатисты из ОПР, левые социалисты из группы Шевенмана, многие коммунис-ты и лепеновцы. На общенациональном референдуме в сентябре 1992 г. договор о ЕС был ратифицирован с перевесом в 500 тыс. голо-сов (51 % «за» и 49 % «против»).

Смена политического руководства Франции в середине 90-х гг. первоначально привела к существенной корректировке внешнепо-литического курса. Одним из первых шагов Ширака стало снятие моратория на испытания ядерного оружия. Франция активно возоб-новила интеграцию в военную структуру НАТО, а в начале 1996 г. даже заявила о намерении проводить переговоры о переходе нацио-нальных ядерных сил под общее командование. Но после победы на президентских выборах Ширак отказался от атлантического кур-са. Франция начала осуждать стремление США к гегемонии и по-пыталась вновь вернуться к европейским проектам обеспечения безопасности. В 1997 г. Франция поддержала инициативу Герма-нии о превращении ЗЕС в сепаратную западноевропейскую воен-ную систему. Несмотря на сложность этого проекта, Ширак упор-но отстаивал его даже перед североамериканскими союзниками.

Всю глубину французско-американских противоречий продемон-стрировал югославский конфликт 1998 г. Париж без энтузиазма вос-принял военную операцию НАТО и долгое время пытался предот-вратить бомбардировки территории Сербии. Уже после окончания кампании американские генералы, не стесняясь в выражениях и эмоциях, публично обвиняли французских союзников в противо-действии планам НАТО и, в частности, в длительном использова-нии права вето при обсуждении бомбардировок центра Белграда. Французская дипломатия, в свою очередь, активно проявила себя в ходе скандальных разбирательств последствий применения аме-риканцами в Косово боеприпасов с объединенным ураном.

Ширак продолжил усилия своего предшественника в области европейской интеграции. Несмотря на огромные экономические и политические осложнения, Франция настойчиво стремилась по-пасть в первую группу стран, формирующих валютный союз. По-казательно, что, в отличие от ратификации Маастрихтского договора, это важнейшее решение уже не вызывало сколько-нибудь серьезных дискуссий. Новым аспектом европейской политики Франции в период президентства Ширака стало налаживание сотрудничества с Великобританией и некоторое охлаждение отношений с ФРГ. В целом же европейское направление не стало приоритетным для Ширака. Наибольшую активность он проявил «экономической дипломатии».

Уже вскоре после прихода к власти Ширак поставил задачу использовать потенциал французской дипломатии для лоббирования национальной промышленности и торговли. Только 11996 г. он совершил 15 официальных поездок в другие страны, каж-дая из которых сопровождалась прежде всего экономическими пере-говорами. Пресса присвоила президенту почетное звание «комми-вояжера номер один», подсчитав, что из общей суммы контрактов, заключенных Францией в течение года (100 млрд франков), не ме-нее 16 млрд являются личной заслугой Ширака. Особенно большой резонанс вызвал визит Ширака в 1996 г. в Японию, завершивший период весьма напряженных отношений двух стран. Символом их сближения стало объявление 1997 г. годом Японии во Франции, а 1998-го - Франции в Японии. Что особенно важно, Франция и Япония договорились не только о расширении двусторонних кон-тактов, но и о кооперации в освоении рынков третьих стран. Столь же успешно Ширак провел переговоры с китайским премьер-министром Ли Пэном, посетившим Париж в 1996 г. Ответный визит в Пекин Ширак нанес в 1997 г. С этого времени началось ак-тивное сотрудничество Франции и Китая в области космических технологий, строительства промышленных объектов, в авиастрое-нии. Во имя экономических связей с КНР Франция даже не под-держала в 1997 г. резолюцию Комиссии ООН по правам человека с осуждением политики Китая в этой сфере.

С 1997-1998 гг. значительно активизировались связи Франции с арабскими странами. Во многом благодаря личному участию пре-зидента успешно завершились переговоры о продаже вооружений в Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Сирию. Ширак активно ратовал за возвращение Сирии оккупированных Голанских высот и за создание независимого палестинского госу-дарства. Отношения Франции с Израилем в этот период суще-ственно ухудшились, а визит Ширака в Тель-Авив едва не привел к дипломатическому скандалу из-за попыток израильских спец-служб помешать неформальному общению Ширака с арабским на-селением.

Поддержав программы расширения НАТО и ЕС, Франция во вто-рой половине 90-х гг. значительно упрочила свои позиции на восто-ке Европы. В 1997-1998 гг. французская дипломатия проявляла большую активность в закавказских республиках. Первоначально весьма позитивно развивались и отношения с Россией. Визит Ши-рака в Москву в сентябре 1997 г., совпавший с пиком «экономичес-кой дипломатии», прошел в исключительно благожелательном тоне. Российский президент поспешил придать отношениям с француз-ским лидером видимость личной дружбы, чувствуя себя гораздо более комфортно в обществе «друга Жака», нежели рядом со «сфинк-сом» Миттераном. В том же стиле прошли встречи Ельцина и Ши-рака в1998 г. в Подмосковье на трехстороннем российско-французско-германском саммите и на встрече «восьмерки» в Бирмингеме.

В 1969 г. на досрочных выборах президентом был избран ближайший сподвижник де Голля Жорж Помпиду (1969-1974).

Жорж Помпиду родился 5 июля 1911 г. в семье сельского учителя, получил филологическое образование в Высшей нормальной школе, в 1935-1944 гг. преподавал древнегреческий, латинский и французский языки в парижских лицеях. В 1945 г. он был одним из сотрудников кабинета де Голля, а в 1948 г. стал директором личного кабинета генерала. Такой же пост Помпиду занял и в 1958 г., когда де Голль вернулся к власти. Затем некоторое время он занимал должность генерального директора банка Ротшильда. В апреле 1962 г. де Голль назначил Помпиду премьер-министром.

Помпиду явился продолжателем прежней политической линии, однако осуществил некоторые коррективы, смягчив её. Было ослаблено государственное регулирование экономической жизни, расширено социальное законодательство. Несколько изменён был внешнеполитический курс, прежде всего в отношениях с США и Великобританией. Франция не возражала против принятия в 1973 г. Великобритании в ЕЭС.

Выборы 1973 г. продемонстрировали определённые изменения в расстановке политических сил. Произошло сближение левой оппозиции - коммунистов и социалистов, которые завоевали 45 % голосов избирателей. Заметно ослабла позиция правящей коалиции (ЮДР и независимые республиканцы), в первом туре им удалось набрать 35 % голосов. Только коалиция с «движением реформаторов» во втором туре позволила сохранить в парламенте большинство. Однако ЮДР утратила право самостоятельно формировать правительство.

В 70-е гг. разразился мировой экономический кризис, совпавший с энергетическим. Мир стоял на пороге новой эпохи. Для Франции ситуация усугубилась неожиданной смертью в апреле 1974 г. Жоржа Помпиду.

В стране были объявлены внеочередные президентские выборы. Президентом Франции на 7-летний срок был избран Жискар д’Эстен (1974-1981) - лидер группировки независимых республиканцев и ряда других мелких партий, которые получили общее название «Союз за Французскую демократию» (СФД).

Валери Жискар д’Эстен родился 2 февраля 1926 г. в семье влиятельного финансового чиновника. Он окончил два самых престижных высших учебных заведения Франции - Политехническую школу и Национальную школу администрации. Женитьба на наследнице знаменитой оружейной фирмы Шнейдеров ввела его в круг титулованной аристократии. В 1956 г. он был впервые избран в парламент, а в 1959 г., приобретя репутацию хорошего специалиста по финансовым вопросам, вошёл в состав правительства. С 1962 по 1974 г. (с перерывом в 1966-1969 гг.) он был министром экономики и финансов.

Правительство возглавил новый лидер послевоенного поколения голлистов - Жак Ширак. Но в 1976 г. из-за разногласий он подал в отставку и занялся реорганизацией ЮДР.

Новый президент провозгласил курс на построение «либерального общества». Приверженец неолиберализма д’Эстен полагал необходимым ограничить государственное планирование в экономике, акцент был смещён в сторону рыночных методов. При этом осознавалась необходимость смягчения социальных контрастов. Правительство повысило заработную плату, увеличило пособия по безработице, пенсии. Были выделены дополнительные ассигнования на строительство школ и детских учреждений, снижен с 20 до 18 лет возрастной ценз для участия в выборах.

Учитывая большие перемены в нравах и общественном мнении, правительство реформировало законодательство, касавшееся семьи и положения женщин.

Изменения наблюдались и во внешней политике. Франция стала активной сторонницей расширения европейского интеграционного процесса. В 1974 г. был учреждён Европейский совет, в который вошли главы государств и правительств западноевропейских стран. С 1979 г. депутатов Европейского парламента от всех стран, в том числе и от Франции, стали избирать всеобщим голосованием. Франция вошла в единую европейскую валютную систему.

Французское правительство пошло на укрепление экономических, политических и военных связей с США. Не вернувшись в военную организацию НАТО, французские войска стали принимать участие в манёврах НАТО. Было облегчено проникновение американских капиталов во французскую экономику.

Франция продолжала расширять сотрудничество с Советским Союзом. Были подписаны франко-советские соглашения в области промышленности, энергетики, туризма.

Смена внутриполитического курса страны естественным образом сказалась и на партийно-политической системе Франции.

Перестройку во французской партийно-политической системе отразили парламентские выборы 1978 г. На смену десятку парламентских групп, которые определяли в течение двух десятилетий парламентские блоки, пришло деление политических сил на две крупные противостоящие друг другу избирательные коалиции - левую и правую.

Многопартийность сменилась биполярной системой двух главных правых и двух левых партий. Левое крыло составил альянс коммунистов и социалистов. Генеральным секретарём Коммунистической партии в 1972 г. стал Жорж Марше. Социалистическая партия, в которую вошли мелкие радикальные группировки, избрала нового лидера - Франсуа Миттерана и закрепила за собой ведущие позиции. В 1972 г. Коммунистическая партия и Социалистическая партия перед лицом консолидации правых сил выработали и приняли совместную программу.

Серьёзные изменения происходили и в правом крыле. Голлист- ская партия ЮДР после смерти де Голля стала постепенно утрачивать влияние и в середине 70-х гг. вступила в полосу кризиса. В декабре 1976 г. на чрезвычайном съезде было принято решение о реорганизации её в новую партию - «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Главой новой партии стал Жак Ширак. Независимые республиканцы в 1978 г. трансформировались в «Союз за французскую демократию» (СФД). Обе партии имели примерно равное влияние и общую цель - не допустить перехода власти в руки левого альянса.

В 70-е гг. на политической арене Франции возникла ультраправая партия «Национальный фронт», возглавил её бывший ультраколониалист Жан-Мари Ле Пен.

Таким образом, во Франции сложилась политическая система, фактически укрепившая деление французского общества на правых и левых, традиционное для Франции на бытовом уровне со времен Французской революции. Во втором туре президентских выборов избирателям предстояло определиться между правым и левым кандидатами.

С середины 70-х гг. Франция оказалась в условиях радикальных перемен. Начался мировой экономический структурный кризис, совпавший с энергетическим (1974-1975 и 1980-1982). Начался новый этап НТР с её компьютерами, мини-процессорами, генной инженерией, биотехнологиями, обострившимися условиями международной конкуренции и новыми социальными проблемами. Фактически наступила новая эпоха - эпоха постиндустриального технократического общества, которая требовала новых идей, инициатив и решений.

В мае 1981 г. состоялись очередные президентские выборы. Во втором туре друг другу противостояли Жискар д’Эстен и Франсуа Миттеран. В итоге избиратели отдали предпочтение кандидату левых сил. Впервые в истории Пятой республики президентом стал социалист.

Франсуа Миттеран родился 26 октября 1916 г. в семье государственного чиновника. Учился на юридическом и филологическом факультетах Сорбонны и в Высшей школе политических наук в Париже. Участвовал во Второй мировой войне, в 1940 г. попал в плен, бежал, вернулся во Францию и стал участником Сопротивления. В 1944 г. был назначен генеральным секретарём по делам военнопленных во Временном правительстве, возглавляемом де Голлем. В 1945 г. стал одним из основателей партии «Демократический и социалистический союз Сопротивления». Был избран депутатом Национального собрания и оставался им вплоть до 1958 г. После основания Пятой республики Миттеран стал одним из главных лидеров левой оппозиции. В 1971 г. выступил в качестве одного из основателей Французской социалистической партии (ФСП), был избран её первым генеральным секретарём и выдвинул идею союза партии с другими левыми объединениями.

Переход власти в руки левых сил означал изменение внутриполитического курса страны. Социалисты во главу угла поставили идею создания «социально ориентированной рыночной экономики», где главная роль принадлежала бы государству. Важнейшим мероприятием стало проведение крупной национализации. В 1986 г. были национализированы 36 частных банков и 5 финансово-промышленных групп. Под контроль государства перешло 84 % авиационной и ракетной, 63 % цветной и 54 % химической промышленности. В результате произошло увеличение государственного сектора вдвое. Франция стала самой крупной на Западе страной по масштабам государственного сектора в экономике.

Были проведены крупные реформы в сфере налогообложения, отменены налоги для лиц с минимальной заработной платой и введены дополнительные налоги на крупные состояния. Был снижен пенсионный возраст до 60 лет, а размер пенсий доведён до 75 % от зарплаты. С четырех до пяти недель возросла продолжительность оплачиваемого отпуска. Была сокращена рабочая неделя, увеличен минимум заработной платы.

Эти мероприятия имели неоднозначный отклик во французском обществе. Оживления экономики нс произошло, падал курс национальной валюты, начался отток капитала из страны (уже к концу первого года реформ было вывезено около 80 млрд франков).

Необходимо было вносить изменения во внутриполитический курс. Правительство социалистов вынуждено было принять меры консервативного характера. Это был именно тот путь, который в новых условиях избрали ведущие страны Запада. Было объявлено о переходе к политике жесткой экономии, что естественно вызвало недовольство в стране.

В такой обстановке в марте 1986 г. во Франции состоялись очередные парламентские выборы, которые завершились поражением левых сил. Поскольку большинством в Национальном собрании стали обладать правые, то правительство возглавил лидер ОПР Ж. Ширак. Во Франции впервые сложилась ситуация «сосуществования», когда глава государства и премьер-министр оказались из противоположных политических блоков.

Жак Ширак попытался решительно изменить положение в социально-экономической сфере. В стране началась форсированная денационализация бывшей государственной собственности. Уже к началу 1988 г. в частные руки было передано 50 % акционерного капитала государственного сектора. Были предприняты меры в области кредитной, налоговой системы. С 1987 г. правительство полностью отменило введенный социалистами налог на крупные состояния. Такие зигзаги в развитии страны не привели к каким-либо ощутимым положительным результатам. Доверие избирателей к правительству правых пошатнулось.

На президентских выборах 1988 г. Ф. Миттерану на волне недовольства удалось победить Ж. Ширака и затем добиться победы левых на парламентских выборах. Однако социалисты продолжили консервативную политику, признав, что не видят ей альтернативы. Миттеран отказался от идеи крупных социальных экспериментов. Однако этот «средний» курс не обеспечил Франции экономического подъёма. Очевидным становился факт, что успешное развитие в условиях постиндустриального общества возможно в рамках идей неоконсерватизма.

Каждый из сменяющих друг друга президентов Франции в последней четверти XX в. имел дело с одними и теми же глобальными и национальными проблемами. Они по-разному пытались найти им разрешение. Однако вектор эволюции французского общества неуклонно смещался вправо.

На парламентских выборах 1993 г. победу одержали правые силы. Правительство возглавил Эдуард Балладюр. Это было второе «сосуществование» левого президента и правого премьер-министра. Между Балладюром и Миттераном сложились корректные отношения. К этому времени президент был тяжело болен и практически не вмешивался в работу кабинета министров.

Четвертый президент Пятой республики Миттеран умер в Париже 8 января 1996 г. Он занимал самый высокий пост в стране 14 лет (дольше всех других президентов Пятой республики) и вошёл в историю Франции как самый выдающийся политик послеголлистской эпохи.

Важнейшей задачей правительство считало ускорение развития французской экономики. В рамках этого курса была проведена приватизация более 20 крупнейших финансово-промышленных групп и банков. Были повышены налоги, заморожена заработная плата государственных служащих, сокращены бюджетные расходы на социальные нужды. Таким образом, правительству Балладюра удалось в короткий срок добиться ощутимых результатов. Была приостановлена инфляция, возросли темпы роста промышленного производства, был ограничен въезд в страну иммигрантов, что позволило сократить безработицу.

Успехи правительства правых сил и ослабление в лагере социалистов (политика такого масштаба, как Ф. Миттеран, в лагере социалистов не было) предопределили победу на президентских выборах 1995 г. Ж. Ширака.

Жак Ширак родился 29 ноября 1932 г. в семье банковского служащего. Окончил Высшую школу политических наук и Национальную школу администрации. Начал политическую карьеру в 1962 г., когда был принят на должность технического секретаря в кабинет премьер-министра Жоржа Помпиду. В 1967 г. был избран депутатом Национального собрания. В 1969-1974 гг. занимал посты министров - по связи с парламентом, сельского хозяйства и внутренних дел. С 1976 по 1995 г. занимал пост председателя основанной им партии «Объединение в поддержку республики», с 1977 по 1995 г. был мэром Парижа.

В 1997 г. состоялись внеочередные парламентские выборы, которые принесли успех Социалистической партии. Правительство возглавил Лионель Жоспен. Его кабинетом были предприняты важные меры в социально-экономической области: до 35 часов сокращена рабочая неделя, повышен минимальный уровень оплаты труда; были сделаны уступки в вопросе прав меньшинств. Популярность социалистического правительства не вызывала сомнений. Быстро развивались электроника, информатика, связанные с ними отрасли промышленности. В 1997 г. объём промышленного производства на 55% превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошёл довоенный.

Изменился облик Франции. Страну пересекли современные автострады и скоростные железные дороги. В 1994 г. начал действовать железнодорожный тоннель под Ла-Маншем - одно из величайших технических достижений XX в. В Париже и других крупных городах появились современные архитектурные сооружения.

Опросы, проведенные в конце 1998 г., показали, что население положительно относится к существованию левого правительства с правым президентом.

Тем не менее в сентябре 2000 г. по инициативе Ж. Ширака в стране был проведён референдум по вопросу о сроке полномочий президента, итогом которого стало решение сократить срок с 7 до 5 лет (и президент, и парламент стали избираться на один срок). Выравнивание сроков полномочий представителей различных ветвей власти должно было содействовать преодолению заложенных в Конституции противоречий между президентским и парламентским режимами. Особенно эти противоречия проявлялись в периоды «сосуществования» между президентом и премьером разной партийной принадлежности.

Во внешней политике в 90-е гг. продолжалось сближение Франции с США. Военные силы Франции, по существу, начали возврат в структуры НАТО. Франция приняла участие в военной операции государств НАТО в Косово в 1999 г. и поддержала военное присутствие США в Афганистане.

Основным партнёром Франции в Европе продолжала оставаться Германия. В 1996 г. обе стороны заключили соглашение о франко-германском сотрудничестве.

В президентство Ж. Ширака продолжилось укрепление франко-российских связей. Он семь раз посетил Москву, встречался с Б. Ельциным, а затем с В. Путиным и считал Францию и Россию «привилегированными партнёрами».

Франция оставалась активным участником процесса европейской интеграции. С 1 января 2002 г. 12 из 15 стран Европейского союза, среди них и Франция, перешли на единую европейскую валюту - евро. Вместе с тем специалисты отмечали специфику положения Франции в системе международных отношений. Она состояла в лавировании Франции между стремлением к гегемонии и ограниченностью собственного экономического и военного потенциалов.

В IX в. во Франции наступил период раздробленности. Каролинги утратили всякое влияние в стране. В 987 году после смерти бездетного Людовика V Каролинга на совете знати новым королем был избран граф Парижский Гуго Капет (отсюда название династии - Капетинги ). Его отец был самым могу-щественным феодалом Франции.

Первые Капетинги не имели контроля даже над своим доменом (коро-левским феодом). Страну потрясали междоусобные войны. Росло понимание, что эти войны могут прекратить короли. Позиции королей стали укрепляться. В борьбе против герцогов и графов королей поддержали города (они хотели безопасности). Затем королей поддержали священники, крестьяне и рыцари.

Наибольший вклад в дело объединения Франции внесли 4 короля: Филипп II Август, Луи IX Святой, Филипп IV Красивый и Луи XI.

Король Филипп II Август (1180-1223) воспользовался тем, что король Англии Ричард Львиное Сердце был занят в крестовом походе, начал войну с Англией и отвоевал Нормандию. У короля стало крупное земельное владение во Франции, он создал и большое войско.

Король Луи IX Святой (1226-1270) участвовал в последних крестовых походах. Это не помешало ему укреплять Французское королевство. Король стал чеканить обще-французские монеты и создал обще-французский суд, в который мог обратиться любой феодал Франции, которому угрожали войной. До решения суда в течение 40 дней запрещалось начинать войну.

Король Филипп IV Красивый (1285-1314) увеличил территорию королевства: захватил графство Шампань. Королю постоянно были нужны деньги. Он взял деньги взаймы у евреев и выгнал их из страны. Взял деньги в долг у ордена тамплиеров и обвинил его магистра в связях с дьяволом. Руководители ордена были сожжены на костре. Король стал собирать налоги с церковных земель, что вызвало возмущение папы римского. Чтобы получить поддержку французов, король созвал в 1302 г. Генеральные штаты , которые представляли интересы всех трех сословий. Позже Генеральные штаты стали органом представительной власти, который имел право одобрять введение новых налогов.

Сбылось проклятие магистра ордена тамплиеров. Вскоре после казни ма-гистра ордена тамплиеров умер король Филипп IV Красивый, а после его смерти недолго правили его сыновья. Пресеклась династия Капетингов (1328 г.). Совет знати выбрал нового короля из семьи Валуа. В это время в Англии королем был Эдуард III, внук Филиппа IV. Он считал, что имеет больше прав на французский престол, чем Валуа. Династия Валуа были потомками брата Филиппа IV Красивого. Таков был повод к Столетней войне (1337-1453 гг.)

Война шла с переменным успехом. Англичане и их союзники бургундцы захватили большую часть Франции. Перелом в ход войны внесла фран-цузская девушка Жанна д Арк, которая встала во главе французской армии под Орлеаном и добилась его освобождения от власти англичан. Эта победа воодушевила французов, которые стали одерживать победы. Бургундцы перешли на сторону короля Франции. Англичане ушли из Франции.

После победы в Столетней войне Францию охватил подъем. Этим восполь-зовался король Луи XI , который завершил дело объединения страны. Он пос-сорил между собой своих врагов: они начали войну против герцога Бургун-дии, главного противника объединения страны. Герцог погиб, Бургундия потерпела поражение. Затем король разбил поодиночке своих ослабевших врагов.

Создание единого Французского королевства ускорило развитие страны. Франция страна одним из сильных государств в Европе.

Политическое развитие Испании в VIII -ХV вв.

В VIII в. территорию Пиренейского полуострова завоевали арабы, они разгромили Вестготское королевство и подчинили своей власти местное христианское население. Пиренейский полуостров стал частью Арабского халифата. В 750 г. в халифате произошел переворот. Омейяды бежали на Пиренейский полуостров и создали свое государство. В X в. его правитель присвоил себе титул халифа. Так возник Кордовский халифат .

Омейяды поощряли развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли, построили ирригационную систему в засушливых районах. В многолюдных городах Кордовского халифата (в Кордове проживало 500 тыс.чел., таких городов тогда в Европе не было) процветали ремесло и торговля. Кордовский университет был самым знаменитым в Европе. Однако христиане, не желавшие менять веры, были обложены податями. Христианам такая политика халифов не нравилось. Они постоянно обращались к папе римскому с просьбами организовать крестовые походы и освободить их землю от арабов - мавров. Ослабляли халифат и мятежи наместников, которые отказывались повиноваться халифу.

Реконкиста (обратное завоевание) началась в 718 г., с момента арабского завоевания. Она активизировалась при Карле Великом. В IX в. в ходе реконкисты франки опирались на единственное государство христиан на севере полуострова –Астурию. В X в. крестоносцы смогли отвоевать у арабов крайний север полуострова. Астурия, Леон и Галисия были объединены в королевство Леон.

В первой половине XI в. в Кордовском халифате началась междоусобная война, в итоге которой он распался (1031 год). Этим воспользовались крестоносцы и начали наступление на Кордову. Им удалось захватить более половины полуострова (Толедо, Мадрид). Вскоре между бывшими союз-никами началась междоусобная война. Страна басков вместе с соседней областью Гарсией была провозглашена королевством Наваррой. В 1057 г., после непродолжительного подчинения Наварре королевство Леон выде-лилось и объединилось с Кастилией в королевство Кастилию. В 1076-1134 г. королевство Наварра было соединено с Арагоном, но потом снова стало самостоятельным. Из Испанской марки было создано маркграфство Барселона, или Каталония.

Призванные севильским эмиром из Африки Альморавиды благодаря победам в 1086 г. и 1108 объединили арабскую Испанию. Но на помощь христианам пришли крестоносцы. Король Арагона заключили брачный со-юз с наследницей Кастилии и временно (до 1127 г.) соединил оба коро-левства, приняв титул императора Испании. В 1118 г. он завоевал Сарагосу и сделал ее своей столицей. Позже наследница короля Арагона вышла замуж за правителя Каталонии.

В 1147 г. Альморавиды, свергнутые Альмохадами, обратились за помощью к христианам. Против Альмохадов, подчинивших южную Испанию, успешно сражались испанские рыцарские ордена, которые одержали победу при Лас-Навас-де-Толоза (16 июля 1212), за которой вскоре последовало падение власти Альмохадов.

В начале XIII в. начался новый этап Реконкисты. Король Кастилии завоевал Кордову, Севилью и Кадикс. Мусульмане тысячами переселялись в Африку и в Гранаду, или Мурсию, но и эти государства должны были признать главенство Кастилии. Оставшиеся под кастильской властью му-сульмане принимали религию и обычаи победителей; многие богатые и знатные арабы, приняв крещение, переходили в ряды испанской арис-тократии.

Между участниками Реконкисты вновь вспыхнула война, так как они не смогли мирно поделить захваченные у арабов земли. Бушевали и междо-усобные войны. Дворянам, городам и сельским общинам удалось получить особые права. Стали собираться кортесы.

Реконкиста продолжалась и в XIV в. В начале XV в. представители королевской династии в Леоне захватили власть в Кастилии. Но здесь междоусобицы удалось прекратить только королеве Изабелле. В 1469 г. она заключила брачный договор с королем Сицилии Фердинандом. После смерти отца в 1479 г. он стал королем Арагона. Так было создано Испанское королевство, у которого было два правителя.

Вскоре начался заключительный этап Реконкисты. В 1492 г. Гранада сда-лась после того, как Изабелла и Фердинанд пообещали мусульманам, что мавры и дальше могут свободно проживать в Гранаде. Но правители Испании нарушили свое обещание: они решили укрепить свою власть, изгнав из страны евреев и арабов. Они пригласили инквизицию (специальный суд церкви). В едином королевстве стали созываться кортесы , представительные органы власти. Они должны были утверждать новые налоги.

Так на карте Европы появилось еще одно крупное королевство.

Кризис XIV в.

В начале 1340-х гг. в Азии началась пандемия чумы. Из Турции она пришла в Европу. За 5 лет умерли 30 млн.чел. Самые большие потери были во Франции - 8 млн.чел. «Черная смерть» вызвала серьёзные последствия во всех сферах жизни общества. Стало не хватать работников-крестьян, поэтому после мощных восстаний крестьян феодалы Западной Европы согласились на выкуп крестьянами своих повинностей.

В Центральной и Восточной Европе таких восстаний не было, поэтому там установилось крепостное право.

В политической сфере произошло усиление королевской власти (все сплотились вокруг королей перед лицом «черной смерти»). Стали уста-навливаться абсолютистские порядки. В Европе наступил третий период Средневековья.

После подавления Парижской коммуны во Франции свирепствовала политическая реакция. Разногласия в лагере монархистов стали причиной победы в 1875 г. сторонников республики при голосовании в Национальном собрании. В 1875 г. была принята конституция Третьей республики . По ней высшая власть в гос.-ве принадлежала президенту, палате депутатов и сенату. Президент избирался на 7 лет. Двухпалатному Национальному собранию принадлежала законодательная власть. Палата депутатов и Сенат на совместном заседании назывались Конгрессом.

· В 1879 году пост президента занял умеренный республиканец Жюль Греви, Республиканцы перевели правительство из Версаля в Париж. Марсельезу сделали национальным гимном, провозгласили национальным праздником Французской республики 14 июля, день взятия Бастилии.

1880 год - закон об амнистии участникам Парижской коммуны, о свободе собраний, печати и т.д.. 1884 – закон о легализации профсоюзов и ограничение эксплуатации детей и женщин. Но постоянно возрастали косвенные налоги, протекционистские ввозные пошлины. Поэтому популярность падала. Боролись против влияния церкви на школу и за роспуск иезуитских конгрегаций. В начале 80-х были реформы по введению всеобщего бесплатного обязательного светского обучения. На выборах 1881 года республиканцы выиграли, но от них отделились радикалы.

Политические кризисы. Среди политических скандалов конца 19 в. выделяется т.н. «дело Буланже». Спекулируя на широком недовольстве различных групп населения, генерал Жорж Буланже завоевал себе популярность и развернул массированную кампанию против республиканского правления под эгидой реваншистских идей. На дополнительных выборах в Париже в январе 1889 Буланже нанес решительное поражение официальному правительственному кандидату. Толпа требовала, чтобы генерал арестовал правительство, но он не решился на такой шаг. промедлением воспользовались республиканцы. Они изменили закон о выборах. Правительство пригрозило генералу арестом, и он бежал за границу.

Дело Дрейфуса и его последствия. В 1894 капитан Альфред Дрейфус был арестован по обвинению в государственной измене. Этому аресту и разыгравшейся на его почве трагедии способствовали многие другие факторы, включая растущий антисемитизм. Во время следствия были вскрыты свидетельства утечки информации к германскому военному атташе и факты причастности к преступлению ряда офицеров Генерального штаба. Дрейфус был осужден, признан виновным и приговорен к пожизненной каторге. Однако постепенно появлялись сомнения в справедливости приговора, и началась кампания за его пересмотр. Дело получило огласку, в него оказались втянуты многие общественные деятели. Критики этой истории добились доступа к некоторым документам, и выяснилось, что виноват был другой офицер. Поворотный момент в разбирательстве наступил, когда главный свидетель полковник Анри признал, что подделал документы, и покончил жизнь самоубийством.

Дело Дрейфуса глубоко потрясло весь цивилизованный мир. Франция приобрела репутацию страны, разрушаемой мощными силами милитаризма, клерикализма и антисемитизма. Решение о пересмотре дела было вынесено правительством, которое с 1899 возглавлял Рене Вальдек-Руссо.

Радикалы у власти. 1901год – объединение радикалов в единую республиканскую партию радикалов и радикал-социалистов. Официальная программа была утверждена на конгрессе в Нанси. Это борьба с клерикализмом, отделение церкви от государства, установление светского образования, установление прогрессивного подоходного налога, демократизация институтов власти, реформа армии и снижение срока службы. Кабинет Комба (1902-1905) в 1902 году выпустил декрет о закрытии 125 школ, основанных конгрегациями, а в 1904 запретил конгрегационное обучение вообще. В 1906 году радикал Саррьен возглавил кабинет, куда вошли Бриан и Клемансо (защитник интересов буржуазии). Активная борьба с революционным движением.

В то время, как правительство вело дело к отделению церкви от государства в 1905, социалисты оживленно обсуждали вопрос о своем участии в коалиционных правительствах.

Жюль Гед, лидер социалистов в парламенте, утверждал, что участие Мильерана в правительстве Вальдека-Руссо не способствует достижению важных социальных льгот для трудящихся и вместо политической борьбы толкает их на выступления в составе профессиональных объединений. Об этом вспомнили, когда профсоюзы включились в борьбу за права трудящихся, начиная с всеобщей забастовки 1 мая 1906. Период интенсивной деятельности профсоюзов достиг апогея во время массовой забастовки железнодорожных рабочих в 1910, которая могла перерасти в «революцию», однако премьер-министр Аристид Бриан беспощадно расправился с забастовщиками. Численность социалистической партии возросла, и после выборов 1914 она получила значительное число голосов в палате депутатов. Однако борьба этой партии за социальные реформы была приостановлена из-за разразившейся войны.

32. Международные отношения последней трети XIX – начала XX вв. (создание Тройственного союза, Антанты, кризисы).

Система МО . К концу XIX в. система международных отношений в результате раздела мира между европейскими державами имела глобальное значение. Борьба за передел сфер влияний стала органической частью взаимоотношений между европейскими странами.

После франко-германской войны 1870 г. соотношение сил следующее:

1. Франция ослабла, но продолжает расширять колонии и готовиться к реваншу;

2. Германия – 2-е место по объему промышленности, добивается гегемонии в Европе и «места под солнцем» во всем мире;

3. Россия – воспользовалась ситуацией, чтобы избавиться от поражения в Крымской войне;

4. Великобритания вынуждена предоставить своим колониям права доминионов + ищет союзников в Европе;

5. Австро-Венгрия – усилила экспансию на Балканах;

Военные столкновения происходили почти непрерывно. Войны и конфликты стимулировали гонку вооружений. Напряженность между державами возрастала.

Бисмарк – инициатор сближения России, Германии и Австро-Венгрии.

Союз трёх императоров ", 1873 г. союз между Россией, Германией и Австро-Венгрией, оформленный рядом соглашений, заключённых в 1873-84. Обострение англо-русских отношений в Средней Азии и на Ближнем Востоке толкало Россию к сближению с Германией и Австро-Венгрией. Германия, проводя политику нажима и угроз по отношению к Франции, была заинтересована в улучшении отношений с Россией. Австро-Венгрия надеялась заручиться поддержкой Германии на случай столкновения с Россией на Балканах и вместе с тем договориться с Россией о разделе сфер влияния в этом районе.

В 1875 союз был серьёзно поколеблен. Поддержка, оказанная Бисмарком Австро-Венгрии в период рус.-тур. войны 1877-78 и особенно при пересмотре Сан-Стефанского мирного договора 1878, также вызвала недовольство России. В 1879 был заключён секретный австро-германский союз, направленный против России. Этот договор положил начало формированию одной из двух коалиций, столкнувшихся в 1914 г.

Однако, стараясь задержать сближение России с Францией, Бисмарк предложил возобновить "С. т. и.". 6(18) июня 1881 в Берлине был подписан новый договор трёх императоров. Стороны обязывались соблюдать благожелательный нейтралитет в случае войны одной из них с другой державой.

Добиваясь изоляции Франции, Бисмарк поощрял притязания Италии в отношении Франции. Австро-Венгрия считала Россию своим основным противником. В 1882 г. был заключен Тройственный союз , военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, который положил начало разделу Европы на враждебные лагери, сыграл важную роль в подготовке и развязывании первой мировой войны 1914-1918. Было создано ядро агрессивной военной группировки в Европе, направленной против России и Франции. Германии, Австро-Венгрии и Италии взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран. Германия и Австро-Венгрия обязались оказать Италии помощь в случае, если она «без прямого вызова с её стороны подверглась бы нападению Франции». Италия должна была сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Австро-Венгрии отводилась роль резерва на случай вступления в войну России.

В ответ на создание Тройственного союза в 1891-93 оформился русско-французский союз, в 1904 было заключено англо-французское, в 1907 англо-русское соглашения, образовалась Антанта. Антанта завершила размежевание великих держав накануне Первой мировой войны. Создание Антанты было реакцией на усиление Германии и попыткой не допустить её гегемонии на континенте, первоначально со стороны России (Франция изначально занимала антигерманскую позицию), а затем и со стороны Англии. Последняя перед лицом угрозы германской гегемонии была вынуждена оставить традиционную политику «блестящей изоляции» и перейти к - впрочем тоже традиционной - политике блокирования против самой сильной державы континента. Особенно важным стимулом для такого выбора Англии послужила германская военно-морская программа, а также колониальные притязания Германии. Безусловно, Антанта открывала широкие возможности сотрудничества в борьбе против Германии, хотя о ней в документе не было сказано ни слова.

В Германии, со своей стороны, такой поворот событий был воспринят как «окружение» и послужил стимулом для новых военных приготовлений, воспринимавшихся как сугубо оборонительные.

По заверениям руководителей держав все договоры тех лет имели благие цели и были направлены на упрочение мира. В конце XIX в. дипломатии удалось избежать ряда военных столкновений - между Германией и Францией; Россией и Англией; Австро-Венгрией и Россией; Францией и Англией.

В 1899 г. в Гааге была проведена конференция мира, в которой участвовало 26 государств. Принятые ее конвенции рекомендовали мирное разрешение международных споров, устанавливали некоторые нормы ведения войны. Во второй конвенции приняло участие 44 государства. Многие положения этих конвенций не утратили значение и сейчас.

Однако государства придерживались конвенций лишь в той мере, в которой это отвечало их интересам. Войны становились все более разрушительные, гонка вооружений усиливалась.

С 1907 г. соперничество Антанты и австро-германского блока стало основным стержнем межгосударственных отношений.

Ha рубеже столетий во Франции впервые возникла система организованных политических партий. Они сочетали парламентские методы деятельности с внепарламентскими, располагали сетью местных комитетов, не терявших связь с избирателями между выборами, и контролировали свои парламентские фракции.

Способствовал тому закон об ассоциациях, принятый по предложению кабинета Вальдека-Руссо 1 июля 1901 г. Он предоставлял широкую свободу деятельности различным объединениям граждан, включая политические (профессиональные регламентировал закон 1884r.). Закон предусматривал заявительный порядок регистрации этих ассоциаций. B преддверие выборов 1902 r., которые, по мнению современников, должны были стать решающей пробой сил между дрейфусарами и антидрейфусарами, почти одновременно начали легальное существование несколько партий, представлявших главным образом левую часть спектра французской политики.

В 1901 г. возникли сразу две новые социалистические партии.

Реформисты и сторонники участия в правительстве образовали Французскую социалистическую партию , в которую вошли поссибилисты и «независимые социалисты».

Сторонники революционной тактики и «антиминистериалисты», главным образом гедисты и бланкисты, объединились в рядах Социалистической партии Франции.

B 1905 г. была образована Объединенная социалистическая партия (Французская секция рабочего Интернационала - СФИО ). Ведущую роль в ней играло реформистское течение, а самым популярным и авторитетным лидером стал Жорес. В объединенную партию отказались войти «независимые социалисты» Мильсран, Вивиани, Бриан и другие, выражавшие несогласие с ее намерением проводить политику оппозиции по отношению к буржуазным правительствам и призывами к классовой борьбе.

B 1901г. появилась общенациональная организация радикалов - Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов . Такое название отражало стремление организаторов новой партии объединить все левые силы, приверженные идеалу демократической республики. Программа носила умеренно реформистский характер и предусматривала не только укрепление и защиту республиканских учреждений, но и активную социальную политику государства, средства на проведение которой должны были предоставить прогрессивно-подоходный налог и выборочные национализации.

В лагере правых оказались националисты, консерваторы и Республиканская федерация, образованная в 1903 г. из умеренных республиканцев, которые примкнули к лагерю антидрейфусаров и части консерваторов. В нее вошли Жюль Мелин, Шарль Дюпюи, Шарль Бенуа. После поражения на парламентских выборах 1902 г. консервативно-националистические правые силы на долгое время оказались в оппозиции без всякой надежды на возвращение к власти.



Победа левых партий на выборах 1902 года привела к власти первый устойчивый кабинет радикалов во главе с Эмилем Комбом. Своей главной задачей он считал борьбу с клерикализмом, поднявшим голову в годы правления прогрессистов.

· 27 июня 1902 года правительство Эмиля Комба издало декрет о закрытии 125 школ, основанных конгрегациями. Это были, главным образом, женские начальные школы, которыми руководили монахини. 10 июля был издан закон о закрытии в восьмидневный срок 3000 школ религиозных орденов, 54 мужских конгрегаций (они объявлялись распущенными). Некоторые конгрегации подлежали упразднению не сразу, а в течение десятилетнего срока. Сохранялась система конгрегационного преподавания в колониях.

· Попытка провести “инвентаризацию” имущества ликвидируемых конгрегаций и орденов вызвала жесткое сопротивление клерикалов, и радикалы поспешили отказаться от нее.

· Антиклерикальные мероприятия правительства Эмиля Комба вызвали резкое сопротивление Ватикана, что вынудило кабинет Комба порвать дипломатические отношения с папской курией, ликвидировать конкордат (соглашение), заключенное еще Наполеоном в 1801 году.

· В дальнейшем Комба внес в парламент закон об отделении церкви от государства, что стало причиной падения его популярности.

· В октябре 1904 года правительство Эмиля Комба внесло проект закона об отделении церкви от государства.

Антиклерикальная деятельность кабинета Комба опиралась на поддержку преобладавшего в палате левого блока. Со временем, особенно после внесения закона об отделении церкви от государства, политика правительства Эмиля Комба стала встречать противодействие не только открытых реакционеров-правых, но и умеренных буржуазных республиканцев.



24 января 1905 года кабинет Эмиля Комба, подвергшийся резкой критике со стороны клерикалов, правых и умеренных, подало в отставку.

Ha всеобщих выборах, состоявшихся в мае 1906 r., избиратели одобрили политику «лево»-республиканских партий, каждая из которых получила ощутимую прибавку депутатских мест. Радикалы, завоевав 247 мандатов (что дало им значительный перевес над «правой» оппозицией, имевшей 174 мандата), отныне могли управлять страной самостоятельно, не прибегая к поддержке ни социалистов, ни левых республиканцев.

Радикальное большинство привело к власти кабинет во главе с Клемансо .

В годы его правления значительно выросла забастовочная борьба рабочих, руководимая Всеобщей конфедерацией труда. Правительство отвечало жесткими мерами, используя жандармерию и войска для подавления выступлений. При этом с целью стабилизации ситуации был проведен ряд социальных реформ.

ü 5 апреля 1910 г. был принят закон о введении пенсий по старости для рабочих и крестьян (с 65 лет).

ü 14 июля 1913 г. принимается закон о государственной помощи малообеспеченным многодетным семьям.

ü 15 июля 1914 г. принимается финансовый закон о введении прогрессивного подоходного налога. Его размер зависел от суммы чистого дохода каждого облагаемого. Причем лица, чей ежегодный доход не превышал 5 тыс. франков освобождались от обложения.