Домой / Шитьё / Нет силы и могущества. Каким должно быть упование на аллаха

Нет силы и могущества. Каким должно быть упование на аллаха

Имам Абдулла аль-Хаддад о сокровище Рая - словах «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» («Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха»)

Имам аль-Хаддад писал в книге «Сокровища для ищущих»:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.

Ты должен знать, что самой полной и всеобъемлющей формой для выражения отказа от собственных притязаний на власть и силу является формула «» (нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха).

Довод Ислама (имам аль-Газали), да помилует его Аллах, сказал: «Сила (хауль) - это мощь, (кувва) - это способность».

Ни одно творение не обладает никакой способностью и силой над чем-либо, кроме как по Воле Аллаха, который является Сильным и Могущественным. Верующим необходимо быть убежденными в том, что только Всевышний позволяет им сделать что-то или наоборот, воздержаться от чего-то. Например, осуществить какое-то предписание, будь то действие или воздержание от чего-то; или когда человек для поиска пропитания прибегает к действиям в виде ремесел и профессий, и так далее - это все (производит) Всевышний, Который создает в них намерения, способности и движения. Поэтому действия, которые они хотят совершить, будут предписаны им способом, известным как «приобретение» («кясб») и «деяние», за что потом они будут вознаграждены или наказаны. Но они (создания) могут проявить свою волю, только если Сам Всевышний позволит им, и они не могут совершить что-то или воздержаться от чего-либо, если Он не даст им возможности сделать это.

Они (творения) не обладают даже силой весом в один атом небес или земли, и при этом они никоим образом не могут быть Его сотоварищами в управлении или помощниками Ему.

Предписания и запреты основаны только на способности и возможности сделать выбор, которую (возможность) Аллах даровал Своим рабам. За деяния, которые были предопределены Творцом и приобретены ими (творениями), будут соответствующие вознаграждения или наказания.

Абсолютная власть принадлежит только одному Аллаху, а относительность и зависимость принадлежат Его рабам. Следовательно, слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» являются опровержением притязания на владение автономной (независимой от Него) властью и возможностями, и одновременным признанием наличия той относительной возможности сделать выбор, которую Он дал Своим рабам.

Если кто-то утверждает, что у человека нет никакой свободы выбора, что действия, которые он выбирает, на самом деле, совершаются по принуждению, (что при любых обстоятельствах человек принужден к совершению каких-то действий (джабри)), то такой человек - сторонник новшества детерминизма (мубтади’и), чьи лживые утверждения отрицают то, с чем были посланы пророки и ниспосланы Писания.

В отличие от этого, тот, кто утверждает, что человек обладает волей и силой делать что-то по собственной воле (независимой от Творца), является сторонником других новшеств - мутазилитом. Но кто уверовал в то, что:

1. мукалляф (человек, отвечающий за свои поступки) обладает возможностью и выбором, которые позволяет ему выполнять предписания Аллаха и Его запреты, но
2. он не является независимым от (воли) Аллаха и не является сам создателем собственных действий,

тот нашел путь Сунны, присоединился к пути большинства (спасшейся общине) и обезопасил себя от предосудительных новшеств.

Придерживаясь окончательной реальности относительно Могущества Аллаха и ответственности человека

Пространное объяснение этого следует по прочной дороге, на которой многие поскользнулись и сбились с пути. В этом скрыта тайна предопределения, над которой всегда были в недоумении гениальные умы и в которую Господин посланников запретил нам вникать. Таким образом, для нас довольно этих намеков, достаточно поверить, что все было создано Аллахом и ничто не существует без Его воли и власти. От нас требуется лишь следовать всем повелениям запретам и принять сторону Своего Господа против самих себя (своего нафса, эгоизма) при любых обстоятельствах.

Сокровище Рая

В хадисе сказано, что слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях » являются одним из сокровищ Рая. Поймите указания, содержащиеся в этом слове «сокровище» - и вы поймете, что его значение содержится среди тайн (его значение скрыто), поскольку награда имеет такие же особенности, как и действие. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует также сказал: «Два ракаата намаза глубокой ночью - это одно из сокровищ совершенства ». Их награда скрывает в себе тайное, скрытое сокровище, потому что время совершения этого действия, а именно, ночь, подразумевает это.

Средство от печали

Также передается, что слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях » - это средство от девяноста девяти болезней, наименьшая из которых - печаль.

Это средство от печали, потому что печаль происходит главным образом от того, что люди теряют то, что любят, или когда с ними происходит что-то неприятное. Когда это происходит, люди чувствуют свою беспомощность и неспособность достигнуть желаемых целей, поэтому они испытывают сожаление. Если в такие моменты они будут отрицать (своим языком и в своем сердце) любые собственные силы и способности, то подобная уверенность даст им понимание того, что они беспомощны и слабы, если Всевышний не даст им власть и способности, так что в итоге их горе проходит, и их познание Всевышнего увеличивается. Это ясно видно из высказывания нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если человек верит в предопределение, его оставляет горе ».

Способности и сила Аллаха описываются Его прекрасными Именами; на Его совершенство и наивысшее положение указывают два имени: Возвышенный (Аль-Аля) и Великий (Аль-Азым), в этом лежит признак того, что Он полностью превосходит в совершенстве представления тех, которые сбились с пути, не видят очевидных доводов и погрузились без понимания в тайны предопределения и деяния творений Всевышнего. Так будьте осторожны! И от Аллаха тауфик.

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Абу Ауфы: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошел мужчина и сказал: “Я не могу выучить наизусть даже малую часть Корана. Научи меня тому, чем я смог бы восполнить это”. Он сказал: “Говори: “Пречист Аллах! Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик! Нет силы и мощи ни у кого, кроме Возвышенного и Великого Аллаха” . Мужчина сказал: “Посланник Аллаха, это - для Могущественного и Великого Аллаха, а что же для меня?” Он сказал: “Говори: “О Аллах, прости меня и смилуйся надо мной, одари меня благополучием, верным руководством и уделом” . Затем мужчина собрался уйти, и его руки были зажаты. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Руки этого человека наполнились благом” ». Этот хадис передал Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи. Ибн Хиббан, ад-Даракутни и аль-Хаким назвали его достоверным.

Комментарий:

Одним из рассказчиков этого хадиса был Ибрахим ибн Исма‘ил ас-Саксаки, чьи хадисы принимал аль-Бухари. Тем не менее, Ахмад ибн Ханбал и ан-Насаи считали его слабым. Ибн аль-Каттан же сообщил, что многие считали его слабым, но не приводили против него никакие свидетельства. Ибн ‘Ади сказал, что не знает ни одного рассказанного им хадиса с неприемлемым смыслом. В силу этих обстоятельств ан-Навави назвал этот хадис слабым. Однако он подтверждается другой версией, переданной ат-Табарани и Ибн Хиббаном через Тальху ибн Мусаррифа от Ибн Абу Ауфы. В этой версии нет упомянутого выше Ибрахима, однако одним из ее рассказчиков был аль-Фадль ибн Муваффак. По сообщению Ибн Хаджара, Абу Хатим назвал его слабым. Несмотря на это, данная версия усиливает предыдущую, и шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 1, с. 448.

Из очевидного смысла этого хадиса следует, что если человек не в состоянии запомнить слова “аль-Фатихи” и других молитв, произносимых во время намаза, то ему достаточно вместо этого прочесть те слова, которым Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил этого мужчину. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не велел ему заучивать наизусть “аль-Фатиху”, а приказал выучить эти слова, хотя очевидно, что запомнить наизусть суру ненамного сложнее, чем выучить эти слова.

Обращая внимание на последнее обстоятельство, некоторые комментаторы считали, что пользоваться этим дозволением можно не всегда, а только первое время, например, если человек только обратился в ислам и еще не успел выучить наизусть слова намаза. Если же человек в состоянии выучить наизусть слова намаза впоследствии, то он обязан без промедления сделать это, даже если для этого ему придется приложить много усилий.

Следует отметить, что из хадисов на эту тему не следует, что упомянутые в них слова нужно повторять несколько раз. На основании их очевидного смысла можно судить о том, что достаточно произнести их всего один раз. Тем не менее, некоторые ученые считали, что делать это полагается трижды. Очевидно и то, что поступать так следует в каждом рак‘ате. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 517-518.

Хадис 283. В первых двух рак‘атах зухр и `аср намазов он обычно читал суру “аль-Фатиха” и две другие суры, обычно он удлинял первый рак‘ат, а в двух последних рак‘атах читал только суру “аль-Фатиха”.

Передают со слов Абу Катады: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, руководил нами во время намазов. В первых двух рак‘атах полуденных и послеполуденных намазов он обычно читал суру “аль-Фатиха” и две другие суры. Иногда он делал это так, чтобы мы могли услышать, что он читает. Обычно он удлинял первый рак‘ат, а в двух последних рак‘атах читал только суру “аль-Фатиха”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Комментарий:

Хадис указывает на законность чтения “аль-Фатихи” во всех четырех рак‘атах намаза, а также чтения других коранических сур в первых двух рак‘атах. Из текста хадиса следует, что именно так чаще всего поступал Посланник, мир ему и благословение Аллаха, во время молитв.

Из упоминания о том, что иногда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позволял молящимся позади него услышать, что он читает, можно прийти к выводу, что чтение Корана про себя не является обязательным даже в тех рак‘атах, в которых принято молиться про себя. Поступивший так не должен совершать земные поклоны для невнимательных, и из текста хадиса ясно следует, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так более чем один раз.

Ан-Насаи передал со слов аль-Бары ибн ‘Азиба: «Мы совершали полуденный намаз позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и периодически слышали, как он читает аяты из сур “Лукман” и “аз-Зарийат”». Шейх аль-Албани назвал хадис слабым в книге «Силсилат аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (4120). Похожий хадис передал Ибн Хузейма со слов Анаса, но в нем сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочел суры “Славь имя Господа твоего Всевышнего” и “Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем”.

Тем не менее, гораздо чаще он читал Коран в полуденном и послеполуденном намазах про себя. В пользу такого суждения свидетельствует целый ряд преданий, в частности хадис Абу Ма‘мара о том, как они спросили Хаббаба: «Читал ли Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Коран в полуденном и послеполуденном намазах?» Он ответил: «Да». Они спросили: «А как вы узнавали об этом?» Он сказал: «По шевелению его бороды». Этот хадис передал аль-Бухари.

Из хадиса Абу Катады также следует, что первый рак‘ат принято удлинять. В версии Абу Давуда сообщается, что Абу Катада сказал: «Мы даже подумали, что он хочет, чтобы люди успели на первый рак‘ат». ‘Абд ар-Раззак передал со слов Ибн Джурейджа, что ‘Ата сказал: «Мне нравится, когда имам удлиняет первый рак‘ат в каждом намазе и поменьше читает во втором, чтобы побольше людей успели на первый рак‘ат».

Очевидный смысл хадиса указывает на то, что продолжительное чтение в первом рак‘ате объясняется величиной суры. Ибн Хиббан считал, что коранические откровения, читаемые в первом и втором рак‘атах, не отличаются по величине, но в первом рак‘ате их следует читать медленно, нараспев. Косвенно это мнение подтверждается следующим хадисом Хафсы: «Я никогда не видела, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал добровольные намазы сидя. Но за год до своей смерти он начал совершать их сидя. Он читал суру нараспев так, что она становился длиннее, чем та, которая на самом деле длиннее нее». Этот хадис передал Муслим.

Существует мнение, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал первый рак‘ат дольше, благодаря тому что читал молитву, открывающую намаз, и прибегал к покровительству Аллаха. В подтверждение этой точки зрения можно привести хадис Абу Са‘ида, который следует вслед за этим преданием. Наконец, здесь уместно упомянуть и следующее мнение Аль-Бейхаки: «В первом рак‘ате следует удлинять чтение, если ожидается, что к намазу могут присоединиться опоздавшие. В противном случае чтение в первом и втором рак‘атах должно быть одинаковым по величине».

Из хадиса Абу Катады также следует, что в последних двух рак‘атах не следует читать ничего из Корана, кроме “аль-Фатихи”. То же самое относится к третьему рак‘ату закатного намаза. Тем не менее, известно, что в третьем рак‘ате закатного намаза Абу Бакр читал аят: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь…» (3:8). Этот хадис передал Малик в сборнике “аль-Муватта”. Передают, что имам аш-Шафи‘и высказывал два разных мнения относительно желательности чтения дополнительных сур в третьем и четвертом рак‘атах.

Наконец, из обсуждаемого нами предания следует важный вывод о том, что разрешается рассказывать что-либо, опираясь на предположение. Дело в том, что знание о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал аят из какой-либо суры, еще не означает, что он читал эту суру целиком. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 1, с. 450-451.

Всевышний Аллах в 41-42 аятах суры аль-Ахзаб говорит:

«О, вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером».

Наш любимый Пророк Мухаммад (ﷺ) говорит:

«Нет ничего, что спасет человека от наказания в мире вечном, кроме поминания Всевышнего Аллаха».

Сердце человека существует, только поминая Всевышнего Аллаха. Сердце человека держится в стороне от беспечности, когда поминает Всевышнего Аллаха. Спокойствие души становится возможным, только поминая Всевышнего Аллаха. Получить Довольство Аллаха и приближение к Нему возможно только с помощью поминания Всевышнего Аллаха. Те, кто любит всегда помнят о тех, кого любят и не перестают говорить о них. Каждый, кто идет по пути Аллаха, тот идет с помощью поминания Аллаха, а так же каждый, кто достиг чего-то на пути Аллаха, тот достиг, поминая Его.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Азамун-наси дараджатан закируллах»

«Самую великую степень занимает человек, который все время поминает Всевышнего Аллаха».

Когда один человек пришел к Посланнику Аллаха (ﷺ) и спросил его: «О, Посланник Аллаха! Научите меня тому, с помощью которого я легко получу Довольство Всевышнего Аллаха и счастье вечного мира, и я буду совершать это!», то Посланник Аллаха (ﷺ) ответил ему:

«Не переставай поминать Всевышнего Аллаха».

Посланник Аллаха (ﷺ)сказал:

«Тот, кто будет произносить:

لا حول و لا قوة الا بالله

«Ля хауля ва ля куввата илля биллях»

«Сила и мощь принадлежат только Аллаху», тот избавиться от всех своих проблем».

В хадисе, переданном Абу Хурайрой (р.а.), Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

لا حول و لا قوة الا بالله دواء من تسعة و تسعين داء ايسرها الهم

«Дуа (ля хауля ва ля куввата) является исцелением от 99 видов болезней, самая малая из которых это печаль».

Тот человек, который постоянно совершает данное дуа, будет свободен от душевной печали и боли.

Текст дуа такой же как и в хадисе, который передал Ибн Абиддунъя со слов Абу Хурайры (р.а.).

В хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Зара (р.а.), Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:

احب الكلام الي الله عز و جل: سبحان الله و بحمده

«Ахаббуль-калями иляллахи азза ва джалля: Субханаллахи ва бихамдихи»

«Самая любимая речь перед Всевышним Аллахом является: Субханаллахи ва бихамдихи».

Данное дуа, которое является самым любимым для Всевышнего Аллаха, содержит в себе слова очищения Всевышнего Аллаха от всех недостатков, пороков и изъянов, а так же оно содержит в себе слова, описывающие Его самыми совершенными качествами. Слова восхваляющие Всевышнего Аллаха это самые великие слова, которые выражают Его возвеличивание. Чтение этих восхвалений повышают духовный уровень человека.

Посланник Аллаха (ﷺ) говорит в своих благословенных хадисах:

  1. «Ни одна милостыня не может быть выше и ценнее поминания Всевышнего Аллаха».

Самым ценным, великим и прибыльным деянием является многократное поминание Всевышнего Аллаха.

  1. «Награда за то, что люди собираются для поминания Аллаха, является Рай».

У каждого дела есть своя прибыль. Прибылью тех, кто занимается поминанием Всевышнего Аллаха, является Рай. Об этом говорит Посланник Аллаха (ﷺ).

  1. «Ма шайун анджа мин азабилляхи мин зикрилляхи – нет такого деяния как зикруллах – поминание Всевышнего Аллаха, которое бы спасло человека от наказания Ада ».
  2. «Если один человек раздаст в качестве милостыни все свои денежные средства, а второй будет поминать Всевышнего Аллаха, то второй будет выше пред Аллахом, чем первый».

Я думаю, что предложенные нами данные четыре благословенных хадиса, являются исчерпывающими в плане разъяснения насколько поминание – зикр является прибыльным деянием для верующего человека.

Ислам учит мусульман, чтобы в их каждом действии проявлялось милосердие и справедливость. Мы живём этим милосердием, который указал нам Пророк (мир ему и благословение), и о котором сам Всевышний сказал в первом аяте Корана: «باسم الله الرحمن الرحيم » «Именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том!». Результатом милосердия, с которым мусульмане жили веками и живут сейчас, явилось одно из достойных качеств – это упование на Аллаха.

Всевышний Аллах призвал нас уповать только на Него. Он сказал в священном Коране:

وَلِلَّهِ غَيْبُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَإِلَيْهِ يُرْجَعُ الْأَمْرُ كُلُّهُ فَاعْبُدْهُ وَتَوَكَّلْ عَلَيْهِ ۚ وَمَا رَبُّكَ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ

Смысл: «И Аллаху принадлежит скрытое знание о сокровенном на небесах и на земле; и к Нему возвращается всё дело, все люди также вернутся к Нему в День Суда, чтобы Он произвёл им полный расчёт. Поклоняйся же Ему и полагайся на Него. И Господь твой не является не ведающим, знает о том, что вы творите » (сура «Худ» аят 123).

Всевышний, обучая нас как просить Его, говорит:

قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

Смысл: «Скажи о, Пророк: «Не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах. Он - наш покровитель!» И пусть только на Аллаха полагаются верующие во всех своих делах, твёрдо надеются на Его помощь и поддержку! » (сура «Ат-Тауба» аят 51).

Упование на Аллаха во всех делах – это ценность, которая исходит только от милосердного сердца человека, который покорился воле Аллаха и спокоен во всех делах.

В хадисе, переданном от Анаса Ибн Малика (да будет доволен им Аллах) говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если человек при выходе (из дома) скажет: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха». Ему ответят (ангелы): «Ты ведом прямым путём, избавлен и защищён», и шайтан удаляется от него ».

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ الله عَنْهُ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: "إِذَا خَرَجَ الرَّجُلُ مِنْ بَيْتِهِ فَقَالَ بِسْمِ اللَّهِ تَوَكَّلْتُ عَلَى اللَّهِ لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ قَالَ يُقَالُ حِينَئِذٍ هُدِيتَ وَكُفِيتَ وَوُقِيتَ فَتَتَنَحَّى لَهُ الشَّيَاطِينُ

Следовательно, если мы скажем утром и вечером «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха », как говорится в хадисе, то шайтан удаляется от нас в этот день. Тот, кто начинает день с «именем Аллаха» будет защищён от искушающего, отступающего (при упоминании Аллаха) ـ дьявола целый день.

عن عمر ابن خطاب رضي الله عنه قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: لو أنكم تتوكلون على الله حقَّ توكُّله

لرزقكم كما يرزق الطير، تغدوا خِماصًا وتروحُ بطانًا.

В хадисе, переданном от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), говорится, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными » (Имам Ахмад, имам ат-Тирмизи, ан-Нисаи).

Учёные говорят, что истинное упование на Аллаха должно иметь связь с трудом, птице необходимо, чтобы она вышла из своего гнёздышка искать себе пропитание, и Аллах даёт ей пропитание, она возвращается с полным животом, и нам необходимо движение: уходим утром с пустым животом, а возвращаемся с полным.

عن عبد الله بن عباس رضي الله عنهما قال : كنت خلف النبي صلى الله عليه وسلم فقال لي : يا غلام إني أعلمك كلمات : احفظ الله يحفظك ، احفظ الله تجده تجاهك ، إذا سألت فاسأل الله ، وإذا استعنت فاستعن بالله ، واعلم أن الأمة لو اجتمعت على أن ينفعوك بشيء ، لم ينفعوك إلا بشيء قد كتبه الله لك ، وإن اجتمعوا على أن يضروك بشيء ، لم يضروك إلا بشيء قد كتبه الله عليك ، رفعت الأقلام وجفت الصحف

Также в хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), говорится: «Однажды я сидел возле Пророка (мир ему и благословение), и он сказал: "Молодой человек! Я научу тебя некоторым словам: (т.е., заповедям.) Помни об Аллахе, и Аллах защитит тебя; помни об Аллахе, и ты заметишь поддержку от Него в трудные моменты. Если ты спрашиваешь, спрашивай у Аллаха; если ты ищешь помощи, ищи помощи у Аллаха. Знай, что если народ объединится, чтобы облагодетельствовать тебя, он облагодетельствует тебя только тем, что Аллах уже предписал тебе; знай, что если народ объединится, чтобы повредить тебе чем-то, он повредит тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Перо уже оторвано от бумаги, и страницы уже высохли "».

Стенограмма лекции бывшего муфтия Египта Али Джумы

Когда почувствуете гордость тем, что совершили благое дело

Каждый раз, когда кажется что сделал хорошее дело, и иблис подливает тут же масло в огонь, и сердце начинает переполнять радость от совершенного дела, и появляются мелкие едва заметные ростки гордости, тут же вспоминайте вместе со мной, следующее:

Поистине, есть на небе ангелы, которые со дня своего сотворения и до Судного дня, находятся в суджуде. Ангелы, созданы для поклонения Аллаху. А эти ангелы, не поднимают своей головы со дня своего сотворения, до Судного дня. Просто подумайте об этом.. это не просто одна человеческая жизнь, длинной в несколько ничтожных лет. Это тысячи лет поклонения, тысячи лет суджуда, в надежде на Милость Аллаха. И когда предстанут эти ангелы, перед Аллахом в День Суда, что же скажут они, своему Господу?! И скажут они Ему:

Пречист Ты! Поистине, мы не поклонялись тебе, должным образом!.

Нет силы и мощи ни у кого, кроме как у Аллаха. Тысячи лет суджуда, и они не поклонялись Ему, должным образом. Вот и все. Где твоя радость и гордость за твои поступки? Где это чувство самоудовлетворения?! Плачешь? Плачь. Значит не все потеряно....