Домой / Пэчворк / Конспект урока по ИЗО "Щепа. Тиснение и резьба по бересте""

Конспект урока по ИЗО "Щепа. Тиснение и резьба по бересте""

Урок 17. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.

Цели деятельности учителя

Формировать знания о художественных образах фольклора; формировать умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца; формировать активность у детей в процессе творческой деятельности; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.

Тип урока

Урок-образ.

Планируемые
образовательные

результаты

Личностные : проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера

Познавательные : различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой; фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы

Учебник ИЗО 5 класс

Оборудование

Учебник, карандаш, альбом, краски, кисти, емкость для воды.

Наглядно-демонстрационный материал

Фотографии работ.

Основные понятия и термины

Щепа, луб, береста.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии

Приветствие. (Здравствуйте, ребята!)

Проверка явки учащихся по журналу.

Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

Что на ваш взгляд удивительного в нашем классе сегодня? (птицы). Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках? (в вышивках, резьбе). Сегодня мы познакомимся с новым промыслом, с историей зарождения, и техникой выполнения.

Делятся впечатлениями

Фронтальная работа

Познавательные: сравнивают объекты.

Регулятивные:

выдвигают версии (об увиденном).

Коммуникативные: корректируют свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть)

Продолжение табл.

II. Изучение нового материала

Игровой.

Объяснительно-иллюстративный

Скажите, какой основной материал в крестьянском быту? Дерево да береста. Из бересты делают посуду, туеса и бураки. (Продемонстрировать изделия) Их использовали для сбора ягод и грибов. Коробушки и бутыли для хранения продуктов. На русском Севере и на Урале, и в других уголках России украшали берестяную утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Давайте познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях на реке Мезень. Рассмотрим работы с этой росписью, изображения очень условны. Но при кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной росписью. В орнаменте использует художник условные знаки, хорошо нам знакомые. Давайте их вспомним, что они обозначают? (ответы детей). Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой. А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали.

Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах.

Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.

Физминутка.

Отвечают на поставленные вопросы.

Индивиду-

альная,

групповая работа

Познавательные: узнают новое

Регулятивные:

работают по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные: организуют работу в группе.

Личностные:

осваивают новые социальные роли

Окончание табл.

III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский

Практическая работа учащихся

С помощью шаблона на бумагу переводят туловище птички;

Птицу украшают разноцветными рисунками;

Хвост и хохолок разрисовывают в северных традициях.

Выполнение творческой работы.

Индивидуальная работа

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ»

Рефлексия: Что такое луб, щепа, береста? Где зародился данный вид промысла?

Д.з. Подготовиться к тесту Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Отвечают

на вопросы

в форме диалога с учителем. Просмотр, обсуждение

и оценка проделанной работы.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.


ГЖЕЛЬ


ХОХЛОМА


ЖОСТОВО. Роспись по металлу.


ГОРОДЕЦКАЯ

РОСПИСЬ


Промысел – это мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.





Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.



Туеса из бересты

Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности. Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска - вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева.




Короб из луба расписной.

Не только на Русском Севере, но и на Урале, в других уголках России украшают берестяную утварь ажурным резным узором.

Хлебница из бересты.

Просечными и тесненными узорами можно украшать берестяные ларцы, короба, блюда, ларцы, шкатулки...


Мезенская роспись

Работы мастера

Ивана Фатьянова

КОРОБУШКИ. Луб, дерево

Мезенская роспись. 1970-е гг.


Бураки из бересты

Набируха для ягод из луба и бересты.


Изделия из щепы


Птица счастья


Закончи предложение:

1).А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2).Больше всего мне понравилось...

3).Самым интересным сегодня на уроке было… 4).Самым сложным для меня сегодня было …

5).Сегодня я научился…

6).Сегодня я задумался…


Раскрась птицу (какое у тебя настроение)

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

Ковш для пива «Конюх». Начало 19 века. Калининская область, Горицкий район, деревня Чернеево. Мастер Никитин Никитин.
Деревянный сосуд редкой красоты. Высокое тулово ковша сплюснуто со стороны ручек - одна в виде хвоста птицы, другая - три конские головки, как бы над широкой грудью. Она воспринимается как носовая часть ладьи.


На ней лучистая розетка - древний символ солнца. Ковш, сочетающий в своей форме образ солнца, ладьи, водоплавающей птицы и коней, воспринимается как отзвук древней языческой легенды о пути солнца. И это поэтическое решение образа сохранилось не только в фольклоре, предметах быта

Солоница в форме кресла, с крышкой на вертлюге, обвязана ивовым прутом в несколько рядов, выполняющими роль обручей.
Ее форма характерна для среднего Поволжья. Крышка и спинка солоницы с обеих сторон покрыты характерной городецкой росписью очень простой, но декоративной.

Беглость узора, смелость мазка, уверенность в нанесении оживок, выработанные торопливостью письма, связанной с производством на продажу, характеризуют роспись этого предмета. Солоницы делали сотнями, поэтому и сейчас еще они встречаются далеко за пределами Горьковской области - в Костромской, Ярославской, Калининской и Вологодской областях.
Ковш для большого праздничного стола. 18 век. Поволжье.
Ковш, вмещающий около полутора ведер меда или пива, поражает не только своими внушительными размерами, но и красотой и пропорциональностью своих форм. Круглый, с чуть поднятым носиком и плоской ручкой с прорезной петлей. Сделан из корневища лиственницы.


Тулово ковша имеет следы росписи киноварью, которая когда-то плотно покрывала его, гармонично сочетаясь с желтым цветом надписи, идущей, как золотой узор, по верху ковша: «СЕЙ КОВШЪ ЧЕБОКСАРСКОГО ОУЕЗДА ДЕРЕВНИ МИНИНА МИХАИЛА ЛЕКСАНДРОВА МАСЛОВА ПРИДАННЫЙ А ДЛЯ ДОЧЕРИ АННЫ МИХАЙЛОВНЫ». Надпись свидетельствует о том, что ковш был гордостью хозяина и украшением свадебного стола
Хлебница. 19 век. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома Луб, дерево. Белофонная роспись.
Хлебницы, хлебенки, короба, или укладки, как их называли на Северной Двине, использовались для хранения хлеба и в качестве сундучков для тканей, лент, головных уборов и других принадлежностей женского крестьянского костюма. Хлебенка выгнута из луба. Украшена пермогорской росписью.


В центре крышки нарисована рыба. В растительный узор вокруг нее вписаны изображения мужчины с ножом и женщины с вилкой в руках. Персонажи одеты в городскую одежду. В растительный узор на крышке и на стенках вписаны изображения домашних животных. Этот предмет обычно увозился невестой из родительского дома как приданое. По-видимому, он являлся своего рода пожеланием ей богатства и благополучия.
Хлебница. Конец 19 века. Архангельская область, Котласский район, пристань Рябово, деревня Устье на реке Вычегде. Луб, дерево. Кистевая роспись.
Выгнута из луба по форме круглого каравая. Хлеб в ней долго сохранялся свежим. Во время застолья хлебница приносилась к столу хозяйкой и ставилась на лавку рядом со столом. Хлеб нарезал хозяин дома. Это был своеобразный ритуал почитания хлеба перед трапезой


Крышка и боковые стенки хлебницы покрыты по темно-оранжевому фону кистевой росписью цветочным узором черным цветом, через который всюду просвечивает фон. Обручи хлебницы окрашены густо, тоже в черный цвет. Узор исполнен бегло, непринужденно.
Ковш-черпак. Первая половина 19 века. Поволжье. Роспись.
Ковш-черпак - им черпали из большого общего сосуда. С. К. Просвиркина считает эту форму ковшей Козьмодемьянской. Они круглой формы, с плоским дном, которое придает устойчивость (в отличие от вологодского маленького ковша-наливки), и высокой, поднимающейся вверх ручкой с крючком. На ручке вырезена лучистая розетка, а над ней - стилизованная фигурка конька.


Здесь, как и в тверском ковше с конскими головами, соединились в одной форме образ коня, солнца и ладьи. Все это говорит об очень древнем происхождении формы ковша. Козьмодемьянские ковши-черпаки никогда не украшались росписью, резались из твердых пород дерева.
Ковш-наливка. 18 век. Вологодская область Резьба.
Ковшом-наливкой черпали хмельные напитки, квас и воду из большого сосуда. Форма ковша считается вологодской. Округлая форма тулова пластично переходит в большую фигурную ручку с изображением утицы и фантастического животного.


Ручка имеет крючок, за который «наливку» вешали на край большого ковша или кадки. На тулове ковша-наливки остались следы золотисто-охристой краски с темно-зеленоватой полосой по краю.
Ендова. 19 век. Русский Север Резьба, роспись.
Огромный деревянный сосуд из корня, по форме напоминающий братину с поддоном, но имеет еще носик для слива. Предназначался для праздничных столов и поэтому украшался с особенным вниманием. На нижней части остались следы желтой краски. Вероятно, вся ендова доверху была окрашена в этот цвет


По краю идет расписной пояс: по темно-зеленому фону узор из мелких завитков белой, красной и черной краской. У носика - изображение дерева с двумя птицами. Ендова имеет роспись и внутри: дно украшено звездой из шести рыбок.
Жбан. 19 век. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома Белофонная роспись.
Праздничный сосуд для пива. Сделан из узких дощечек-клепок. Крышка скреплена вертлюгом с ручкой, верх которой напоминает стилизованную конскую голову.

Жбан обвязан тремя поясами деревянных обручей, окрашенных в красный цвет; они играют основную роль в декоре предмета. Промежутки между обручами заполнены пермогорской росписью: вьющимся стеблем, веточками, петухами и курочками. На крышке в растительный узор вписаны фигурки мужчины, женщины и петуха
Скопкарь. Первая половина 19 века. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома Резьба, белофонная роспись.
Ковшичек-утица. Первая половина 19 века. Архангельская область Резьба, роспись.

Скопкарь, крупный сосуд для хмельных напитков, предназначался для праздничных столов. Долбили его обычно из корня. Ручками служили хвост и голова утицы с длинным клювом. Тулово птицы делалось почти в виде круглой чаши с низкими чуть наклонными во внутрь боками, что придает ей устойчивость. Роспись скопкаря характерна для Пермогорья. За основу взят растительный узор, который раскинулся на округлых стенках сосуда гибким побегом.


Фон белый. Вписанные в узор фантастические птицы подчеркивают ритм узора. На круглом тулове сосуда расположены четыре крупные декоративные розетки. Узкий поясок геометрического орнамента из треугольников обегает сосуд по самому краю и поднимается по шейке и голове птицы. По аналогии со скопкарем из собрания ГИМ с датой «1823 года», скопкарь Загорского музея датируется также первой четвертью 19 века.
Блюдо. 19 век. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома. Белофонная роспись.
Блюдо покрыто пермогорской росписью и по краям пропильной резьбой, напоминающей подзор северной избы. Композиция узора состоит из стилизованного куста, вьющегося двумя побегами по кругу.

В центре изображена женщина в яркой одежде, с повойником на голове, со штофом и рюмкой в руках. Она словно приглашает гостя отведать напитка. Прямодушно и по-детски наивно излагает художник свое представление о почтении к гостю, о хлебосольстве и гостеприимстве.
Ковш для пива. 19 век. Костромская область, Буйский район, станция Казариново, деревня Вахрушево. Мастер Коновалов Арсентий Анастасьевич Резьба, покраска.
Круглое тулово ковша на поддоне, с краями чуть наклонными вовнутрь и сильно приподнятыми там, где они переходят в две симметричные ручки с замкнутыми петлями. Был обычай подносить гостю в таких ковшах квас в жаркий день а по праздникам пиво.


Плавно заниженные края между ручками делают сосуд очень удобным в употреблении. Верхняя часть ручек напоминает по силуэту стилизованные конские головки. Своеобразный облик ковша характерен для всего Буйского района Костромской области. Поражает отточенность формы, скульптурность объема и пластичность, с которой ручки ковша переходят в тулово.
Выносной ковш. 18 век. Ярославская область Резьба, роспись.
Тулово ковша напоминает круглую деревянную чашу, ручками служат голова гуся на длинной шее и хвост. Несмотря на различную форму ручек, мастер прекрасно нашел зрительное равновесие этих двух объемов. Форма ковша очень традиционна. С. К. Просвиркина отнесла эту группу ковшей к ярославским


Ковш окрашен киноварью. По краю положена широкая зеленая полоса с белой окантовкой. Голова и кончик хвоста зеленые. Лаконичная, скупая по цвету и орнаментике роспись исполнена очень декоративно и хорошо подчеркивает объем ковша.
Бурак из бересты Архангельская область, район реки Верхняя Уфтюга Береста, дерево. Роспись.
Сосуд с плотной крышкой, удобной ручкой долго сохранял температуру содержимого. Поэтому так любили крестьяне носить в нем на поле обед, молоко, холодный квас. Промысел росписи бураков на Верхней Уфтюге (приток Северной Двины) имел очень древние традиции и выработал свой стиль, свои приемы росписи и орнаментику, характерные только для Уфтюги.


На оранжеватом фоне, излюбленном для Уфтюги, легким черным контуром сделан изящный силуэт птицы. Крылья и хвост из трех лепестков окрашены в зеленый и коричневый цвет, отчего птица воспринимается как один из элементов растительного узора. Роспись на бурак наносилась в Уфтюге не сплошным ковром как в Пер-могорьи, а скупо, фон оставался чистым.
Рукомойник Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома
Круглой формы, с крышкой, с высокой ручкой, состоящей из декоративных завитков, и двумя носиками для слива воды в виде птичьих голов. Покрыт росписью по желтовато-охристому фону. По широкой нижней части рукомойника черным цветом, как узор, идет надпись: «ЛЮБИ МЫТСЯ БЕЛЕЙ ВОДЫ НЕ ЖАЛЕЙ БУДЕШЬ БЕЛ КАКЪ СНЕГЪ».

Очень редкое, уникальное произведение искусства. Исполнен с тонким пониманием декоративных задач. Такая форма рукомойника традиционна. Об этом свидетельствуют и северные медные рукомойники с круглым туловом и носиком для слива, чем-то напоминающим клюв птицы, и рукомойники, которые делались гончарами многих областей России. До 19 века народ донес эту красивую декоративную форму из языческой культуры, когда эти скульптуры-сосуды имели смысловое значение.
Ендова Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома. Белофонная роспись.
Деревянный сосуд по форме напоминающий братину, но имеющий носик для слива. В Вологодской области медный сосуд такой формы до сих пор называют братиной. По белому фону ендова расписана пермогорской росписью


В растительный узор вокруг всей ендовы в четком ритме вписаны женские фигурки. Традиционного сирина заменил здесь обыкновенный петух. Все сюжетные вставки органично вливаются в общий ритм яркой орнаментации предмета
Туесок. Конец 19 века. Архангельская область, Лешуконский район, деревня Засулье на реке Мезени Береста, дерево, тиснение.
Дупелышко. Конец 19 века. Архангельская область, Черевковский район, деревня Поднегла Дерево, береста, резьба.
Туесок с ручкой на деревянной крышке. Употреблялся как сосуд для жидкости. Он долго сохранял температуру содержимого. Гибкий ивовый прут, прошивающий край для прочности, является одновременно и декоративным элементом.
На гладь бересты металлическим штампом нанесен узор, состоящий из кругов, мелких треугольников и других фигур. Этот простой прием декора позволил достигнуть впечатления орнаментального богатства поверхности туеска.


Сделано из дерева и обернуто полосами бересты, положенной во много слоев. Выступающие края берестяных полос вырезаны мелкими зубчиками и являются основным декором предмета. Очень простая техника резьбы не помешала мастеру создать красивый предмет, в котором чувствуются прекрасно найденные пропорции, пластичная форма и умение использовать материал.
Набируха Архангельская область, Черевковский район, деревня Ульяновская на реке Ракулке. Мастер Витязев Дмитрий Федорович. Луб, береста. Роспись
Выгнута из луба, дно и ручка сделаны из бересты. Употреблялась как кузовок для сбора ягод. Расписана ракульской росписью. По золотисто-желтому фону узор, из крупных фантастических цветов и птиц, черным контуром, красной киноварью, изумрудной зеленью и белым цветом. Редкое по красоте росписи произведение.

ТЕМА УРОКА: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

5 Б, В, Г – 14.12.16

5 А класс -15.12.16

Учитель: Меньшикова Д.Н.

Тип урока: комбинированный

Личностные УУД: проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера

Познавательные УУД: различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные УУД : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами

Оснащение:

Презентация

Наглядность росписи по дереву

Шаблоны, цветная бумага, альбомный лист, фломастеры, ножницы, клей, кисти.

Задачи: 1. Способствовать формированию знаний о народном художественном промысле – мезенской росписи;

2. Формирование знаний о приемах стилизации форм в орнаменте;

3. Способствовать формированию умений работать графически; совершенствование навыков графической росписи по мотивам мезенской росписи;

4. Способствовать формированию развития конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.

Конспект урока

Орг. Момент Приветствие, проверка готовности к уроку.

1. Мотивация

Что за образ в нашем классе сегодня? (птицы). Слайд 1. Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках? (в вышивках, резьбе). Что символизирует птица? (весну и тепло). Хотите узнать, что это за птица дивная?

2. Актуализация

Как вы думаете, из чего сделана эта птица? (Из дерева). Мальчики, на уроках технологии у вас при работе с деревом много щепок остается? Вы применяете их в производстве? (ответы) А птица эта сделана не из цельного дерева, а из щепок, и называют их щепа.

А чем украшена эта птица? (росписью). А какие мы уже заем росписи по дереву? (городецкая, хохлома). Слайд 2.

3. Выявление затруднения: А как еще украшают деревянные изделия кроме росписи? (резьбой, тиснением).

Ребята, а можно кору дерева применить в изготовление утвари? (да). Издавна применяли бересту и луб, чтобы изготовить разную утварь. Сегодня на уроке мы узнаем, что это такое и как этот материал применяют. И познакомимся с вами с последней народной росписью.

Слайд 3. Озвучивание темы: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

4. Постановка целей и задач.

Слайд 4. Цель: - формировать знания о художественном промысле России ;

Научить изготавливать птицу-солнце, применять для ее украшения элементы мезенской росписи.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Сегодня мы познакомимся с новым промыслом, с его историей зарождения, и техникой выполнения. Что же это такое береста, луб и щепа и роспись мезенская!? Вы сейчас по командам озвучите нам. (Работа с информацией).

Команды озвучивают по определению и рассказывают про изделия из материала:

Слайд 5. Команда 1: Береста

Украшали такую утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой.

Слайд 6. Команда 2: Щепа

Такую птицу мы сегодня научимся делать, только из картона и бумаги.

Слайд 7. Команда 3: Луб

Изделия так же украшали росписью, но особого вида.

Слайд 8. Команда 4: Мезенская роспись

Нам сегодня предстоит выполнить птицу-солнце, что это за птица нам расскажет ученик.

Слайд 9. Рассказ ученика.

Мы сделаем птицу-солнце из картона и бумаги и украсим ее элементами мезенской росписи.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнемся и вспомним, как любят отдыхать птички…

6. Физминутка. Слайд 10

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели,
И на место сели (улетают, садятся)

7. Первичная проверка понимания

Какие цвета характерны для мезенской росписи? (красный, черный) Слайд 11, 12

А какие изображения? (простые и условные)

8. Практическая работа учащихся

Что нам нужно для изготовления нашей птицы?

Материал: шаблон туловища, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и карандаши.

Слайд 13

План:

1. Туловище украсить узорами;

2. Склеить части туловища, вставив ленту;

3. Расписать орнаментом по краю крылья, хвост, (хохолок);

4. Сделать гармошку из расписанных частей птицы;

5. Вставить крылья и хвост в разрезы, расправить;

6. Скрепить края хвоста клеем.

9. Оцени себя и друга. Слайд 14

Достижение целей Слайд 15 Чего мы достигли?

10. Рефлексия Слайд 16

А сейчас я хочу, чтобы вы передали мне приветы. Обведите свои ладошки с обратной стороны дневника, и подпишите на каждом пальце свое продолжение фразы.

ДЗ: Повторить все народные художественные промыслы в современной жизни.

Итог урока. Слайд 17 Уборка рабочих мест.