Домой / Аппликации / Каким должен быть коврик для намаза. Эволюция молитвенных ковриков - от традиционных до электронно-цифровых

Каким должен быть коврик для намаза. Эволюция молитвенных ковриков - от традиционных до электронно-цифровых

Обращение к Всевышнему у представителей разных вероисповеданий выглядит по-разному. У мусульман, например, оно сопряжено с определенными физическими усилиями.

Пять раз в день правоверные мусульмане, обращаясь лицом к Мекке, преклоняют колени, а затем низко склоняют голову, касаясь челом земли.

Миллионы мусульман совершают молитвенные обряды на протяжении многих веков, и никогда еще, пожалуй, не возникал так остро следующий вопрос: как молиться тем, для кого подобные "упражнения" непосильны, чьи коленные суставы и позвоночник отказываются повиноваться?

Михраб укажет верный путь

Желая помочь своим престарелым родителям, владелец магазина ковров в немецком городе Карлсруэ Тургай Йенерер (Turgay Yenerer), решил придумать невиданный доселе "оздоровительный" молитвенный коврик. С гордостью Тургай представляет свое изобретение. Коврик называется "Михраб". Слово это означает молитвенную нишу, указывающую направление к Мекке, куда обращаются лицом мусульмане во время молитвы.

Коврик "Михраб" толщиной всего в полтора сантиметра, но оснащен специальной прослойкой из поролона (или эластичного пенопласта). Материал мягкий и, в то же время, достаточно упругий, позволяющий верующему, стоящему на коленях, без боли и напряжения совершать молитвенный обряд. "Мусульманин должен полностью отдаваться молитве, на все сто процентов. А как же это сделать, если его отвлекает боль?" - рассуждает Тургай Йенерер.

Почти два года понадобилось Йенереру и помогавшим ему братьям, чтобы изготовить такой коврик, который отвечал бы всем нормам и требованиям Ислама. Каждый шаг обсуждался с имамом. Ведь хотя облегчить страдания верующего – дело богоугодное, но при этом коврик не должен быть слишком удобным: мусульманин на нем молится, а не отдыхает… Впрочем, по словам имама, с тех пор, как первые коврики появились в мечети, верующие стали внимательнее слушать проповеди.

Молитва и профилактика

Весть о столь полезном во всех отношениях изобретении молниеносно облетела чуть ли не весь мусульманский мир. Только в первые же два месяца после выпуска первой партии нового коврика Йенерер продал две тысячи штук. Между прочим, ортопедические коврики для молитвы предназначены не только для пожилых и больных людей, ими можно пользоваться и в целях профилактики, утверждает изобретатель.

Популярность коврика "Михраб", выполненного в шести цветовых вариантах, растет стремительно. Вскоре должна расшириться цветовая палитра, добавятся новые варианты дизайна. Самое главное, считает предприимчивый торговец, что пользователи довольны. Тургай получает массу писем со словами благодарности в свой адрес. "Мусульмане упоминают мое имя в своих молитвах - большего и желать нельзя", - с гордостью говорит он.

До X–XI века мусульмане могли молиться только в мечетях. Однако позднее им было разрешено совершать намаз практически в любом месте. Но с одним обязательным условием - с использованием молитвенного коврика, или намазлыка.

У каждого мусульманина имеется свой индивидуальный намазлык, часто изготовленный по специальному заказу. И молятся на нём в строгом соответствии с правилами совершения намаза. Но почему молитвенные коврики являются такой необходимостью?

Какими бывают молитвенные коврики

Единых стандартов внешнего вида молитвенных ковриков у мусульман нет. Централизованного производства намазлыков тоже не существует. Их изготавливают в небольших мастерских, разбросанных по всему свету. Поэтому дизайн коврика зачастую содержит различные религиозные символы и декоративные элементы, присущие тому или иному региону. Но у всех намазлыков есть одна общая черта - это их размер. Молитвенный коврик не может быть больше полутора метров в длину и 60 сантиметров в ширину. Выбор такого размера не случаен.

Такая площадь коврика позволяет делать все обязательные поклоны - суджуд, не покидая его пределов. Кроме того, на коврик не могут быть нанесены изображения нечистых животных, например, свиньи, а также лица выдуманных персонажей и реальных людей. Часто в оформлении намазлыков используют растительные орнаменты, окружающие основной рисунок. На саджжадах, как ещё называют намазлыки, чаще всего встречаются изображения различных архитектурных сооружений, имеющих религиозное значение. Например, это может быть Кааба, отдалённая мечеть аль-Акса или Запретная мечеть. Кроме этого, на намазлыках изображают михраб (нишу в стене мечети) или арку с двумя колоннами.

Рисунок на коврике располагается таким образом, чтобы чётко был виден верх и низ. Получается так, что на нижней части молитвенного коврика молящийся стоит или сидит. А верхняя часть указывает направление на Каабу - главную мусульманскую святыню. Интересно, что если мусульманин по какой-либо причине не имеет при себе коврика для намаза, а время молитвы уже пришло, то он может использовать некоторые другие предметы вместо коврика. Например, разрешается молиться на шкурах овец и коров, крупных листьях наподобие пальмовых, халатах, куртках и других предметах одежды, а также на отрезе ткани или бумаги без типографских знаков. Главное, чтобы этим предметы были чистыми, поскольку гигиена у мусульман играет немаловажную роль в жизни.

Роль намазлыка во время совершения намаза

Перед совершением намаза каждый мусульманин должен обязательно совершить вуду - ритуальное омовение. Кроме этого, он должен быть одет только в чистую одежду и должен выбрать чистое место для расстилания коврика. Любые нечистоты, попавшие на тело или одежду, делают совершаемый намаз недействительным. К нечистотам, или наджасу, согласно исламскому праву, относятся различные человеческие выделения, например, сперма, кал, моча или рвота. Нечистыми также считаются менструальные и послеродовые выделения. Их относят к тяжёлым нечистотам, так же как и выделения животных, мертвечину, алкоголь и свинину.

Существуют и лёгкие нечистоты, которых тоже следует избегать. Это помёт и моча домашней скотины и помёт хищных птиц. Поэтому мусульманам запрещено читать молитвы на скотобойнях и в местах содержания домашнего скота. К запретным местам также относятся бани, ванные комнаты, уборные и перекрёстки дорог, поскольку они могут быть нечистыми. Ревностно относящиеся к гигиене мусульмане никогда не будут совершать намаз там, где есть наджас.


И именно поэтому нужен индивидуальный молитвенный коврик. Он защищает тело и одежду молящегося от наджаса. Особенно важно наличие коврика во время совершения намаза на улице, где нет уверенности в чистоте выбранного места. Многие используют коврик для намаза и дома, расстилая его поверх имеющегося ковра или напольного покрытия. Всё дело в том, что наджас можно смыть только проточной водой. А испачканный, например, ребёнком или животным ковёр полностью помыть проблематично. И чтобы оградить себя от скверны, мусульмане используют молитвенный коврик и дома. К чистоте самого намазлыка тоже относятся довольно ревностно. Если есть подозрение, что на него попали нечистоты, то коврик обязательно стирают и не один раз.

Единственное место, где использование индивидуального намазлыка не приветствуется, - это мечеть. Во всех мечетях на полах и так расстелены ковры, обращённые в сторону Каабы. Поэтому стелить собственный молитвенный коврик поверх них нерационально. Но прямого запрета на это нет, всё остаётся на усмотрение муллы или имама мечети.

Как ещё используют намазлык

До X–XI века повсеместного использования намазлыков для совершения намаза не было. Более того, до этого времени о нём нет даже упоминаний в Коране. Однако там встречается описание хумры, весьма похожей на молитвенный коврик. До появления намазлыков хумру использовали не для совершения намаза, а для защиты тела и лица молящегося от холода или жара земли. А появившиеся после XI века саджжады использовали и в некоторых других случаях.

Раньше многие мусульмане, идя в дом, где жили христиане, обязательно брали с собой молитвенный коврик. Его расстилали поверх стула или ковра и садились, оставаясь таким образом на «собственной территории». Если мусульманину предстояла долгая дорога с женщиной на одном ездовом животном, например, лошади или осле, то коврик тоже играл важную роль. Намазлык клали поверх седла, предназначенного для мужчины. Кроме того, последователи суфизма (одного из основных течений в исламе) считали и до сих пор считают, что саджжад является духовным троном. Он передаётся по наследству от одного основателя тариката - суфийского братства, к другому. Примечательно, что и суфии, и сунниты, и шииты не отказываются от использования современных технологий для облегчения своей жизни и совершения намаза.

Сенсорные коврики

Не так давно, а именно пять лет назад, дагестанский изобретатель Эльдар Клычев презентовал своё детище - сенсорный коврик. По словам Клычева, такой намазлык призван помочь мусульманину не сбиться во время намаза с подсчёта ракаатов. Ракаат - это цикл молитвенных движений и поз, который обязательно сопровождается чтением молитвенных формул. Все движения и позы обязательно следуют друг за другом в определённом порядке. И некоторые из них нужно совершить несколько раз. Немудрено, что некоторые молящиеся всё-таки сбиваются с ритма, а в таком случае намаз считается недействительным.

Эльдар Клычев и его изобретение

Эльдар Клычев сам не раз совершал ошибки во время счёта ракаатов. поэтому ему пришла идея о создании сенсорного молитвенного коврика. Клычев создал опытный образец и показал его на презентации. Принцип действия такого сенсорного намазлыка довольно прост. В него встроены тактильные датчики, фиксирующие количество прикосновений лба молящегося к верху ковра. Цифра выводится на небольшой экран, расположенный на самом коврике. Если совершающий намаз сбивается или совершает ошибку в смене, то коврик начинает вибрировать. Это служит сигналом, что нужно быстро изменить свои действия. Пока что коврик не выпущен на большой рынок, но в скором времени Эльдар Клычев собирается исправить эту ситуацию.

    - (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… … Большая советская энциклопедия

    Ислам · Мечеть · Хадж … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ханский дворец. Дворец Ханский дворец … Википедия

    Дворец Ханский дворец Ханский дворец в Бахчисарае Стран … Википедия

    Дворец Ханский дворец Ханский дворец в Бахчисарае Стран … Википедия

    Поклон, в его историческом происхождении движение и положение тела (поза) верующего в ритуале обращения к божеству (молитве). В эпоху первобытной дикости, также и при дворах в монархиях Азии до XIX века, это положение тела «ниц», то есть… … Википедия

    Список и краткое описание эпизодов американского телесериала «Морская полиция: Cпецотдел». Сериал выходит на экраны с 23 сентября 2003 года. К настоящему времени показано восемь полных сезонов. Содержание 1 Описание сезонов 2 Сезоны … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Пять столпов ислама - (Five Pillars of Islam), осн. предписания и религ. обряды ислама. Основы исламской веры (иман) требуют регулярного чтения шахады, гл. свидетельства веры, являющегося первым предписанием, или столпом, ислама. Шахада подтверждает единство Бога и… … Народы и культуры

Саджада (араб.) — коврик для намаза.

Саджада – молитвенный коврик, постелив который мусульманин отгораживает себя от внеш­него мира, временно отделяет себя от мирской суеты. На нем обычно изображение ниши или арки, остриём касающейся Мекки.
При молитве следует расстелить саджаду лицом в сторону Мекке (кибла), одному общему центру поклонения для верных, соответственно все мечети, могилы и надгробные памятники строятся фасадом в ту же сторону.

Если имеется в виду самый ранний этап развития мусульманства, то развернуть саджаду и проделать тоже-самое, следует лицом к Иерусалиму. Мухаммад* 13 лет призывал в Мекке людей к принятию Ислама. Во время молитвы он направлял лицо в сторону Иерусалима.

Коврик для намаза играет особую роль в жизни мусульман. Этот коврик по-разному называют у разных народов: у арабов – саджджада, у иранцев – таги, джанамаз, у тюркских народов – намазлык, мехраби… Но используется он везде одинаково. Это коврик для совершения молитвы. В литературе на русском языке о нем по известным причинам писалось очень мало и редко. Эти коврики практически не появлялись на выставках. Но любой мусульманин легко отличит молитвенный коврик от множества других. Молитвенный коврик не обязательный, но желательный атрибут молитвы. Вместо него можно использовать практически любую подстилку, включая собственную одежду, но специальный коврик наиболее удобный и привычный атрибут молитвы.

Традиционные молитвенные коврики ткутся, но иногда встречаются и бархатные, суконные, льняные, вышитые и набивные. Особой эстетикой отличаются коврики лоскутные. Как правило, молитвенный коврик бывает рассчитан на одного человека (размер 100х150 см), но встречаются ковры на 3 – 6 человек, для семьи с несколькими женами, или на несколько десятков, а иногда и сотен человек – для совершения массовых молитв в больших мечетях.

Существует определённый набор изобразительных элементов, позволяющих легко отличить молитвенный коврик от обычных. Некоторые из этих элементов являются почти обязательными, другие встречаются реже. На каком-то ковре может быть изображён только один, но существенный образ; на другом могут присутствовать много образов. Все зависит от фантазии и желания автора и заказчика.

Самый главный изобразительный элемент молитвенного коврика, по которому он почти всегда безошибочно узнаётся, – это мехраб, специальная арка в мечети, указывающая направление во время молитвы.

Второй важный изобразительный элемент – специальные надписи. Как правило, это цитаты из Корана, молитвы, отдельные фразы, имеющие особый смысл. В верхней части ковра в рамочке очень часто появляется фраза «Великий Аллах (Б*г) велик». К этому месту прикасаются лбом во время молитвы и поэтому многие называют этот участок ковра алтарем. Вообще надписи располагаются так, чтобы на них нельзя было наступить во время молитвы.
Часто изображаются чётки, в последнее время становятся все более популярными изображения знаменитых мусульманских мечетей, например, Ай-Софи или Сулеймания.

Молитвенный коврик можно назвать «микромоделью» мечети.

Нередко на молитвенном коврике бывают отмечены те семь частей тела, которыми молящийся прикасается к ковру во время молитвы. Это ступни, колени, ладони и лоб. Особенно часто встречается изображение кистей рук.

Часто на молитвенном коврике изображаются те предметы, которыми пользуются во время молитвы. Это одновременно и их изображение, и указание места, на котором они должны находиться. Эти предметы, хранят завёрнутыми в коврик, что очень удобно.
Мусульманин расстилает коврик, направляя верхнюю часть изображённого на нем мехраба в сторону Каабы (это направление называется киблой), раскладывает предметы по своим местам, становится в указанном месте – и он готов к совершению ритуала.

Молящийся использует гребёнку, которой расчёсывает бороду, зубочистку из волокнистого дерева с размочаленным концом, для которого используются определённые сорта дерева, мешочек с благовониями, лепестками роз, создающими вокруг приятный аромат.
Некоторые мусульмане обязательно используют спрессованный кусочек священной земли (Мекки), который бывает разной формы и на котором тоже бывают специальные надписи. Его располагают в верхней части ковра и именно к нему прикасаются головой во время молитвы.

Некоторые мусульмане считают: молитвенный коврик связан со своим хозяином и коврик мудреца несет в себе определённую энергию. Такие коврики очень ценились и передавались по наследству как носители особой благодати своих хозяев. Ведь мусульманин совершает молитву пять раз в день. Если он находится в пути, то обязательно берет с собой молитвенный коврик. Это то пространство, которое сакрализуется после произнесения первых молитвенных формул, это то, что отделяет мусульманина от обычного мира не только физически, но и духовно, это место его общения с Б*гом.

Вот фрагмент поучения средневекового теоретика Кабуса, которое он написал для своего ученика:

«Если не изучишь ты её по предписанию веры, то изучи хоть на основании здравого смысла, ибо молитва дает много выгод. Первое то, что всякий, кто выполняет пять обязательных молитв, у того всегда тело и платье будут чистые, а чистота во всяком случае лучше грязи. Второе то, что молящийся далек от осуждения [других] и гордыни, ибо суть молитвы положена в смирении, а коль скоро ты приучишь природу к смирению, тело тоже последует за природой. А затем мудрецам известно, что кто хочет уподобиться каким-нибудь людям, тому надо с ними видеться… По признанию всех разумных мужей, нет власти и мощи сильнее мощи ислама и нет веления действительнее велений его. Следовательно, если хочешь всегда быть мощным и счастливым, ищи общество обладателя власти и будь покорен им и не ищи сопротивления ему, дабы не стать несчастным и грешником».

Маис НАЗАРЛИ

Мусульманские ковры известны повсюду. Без них невозможно представить себе культуру не только Востока, но и Запада. О них написано очень много картин и книг. Помимо художественных достоинств они прекрасно сохраняются и живут в веках. Можно спорить о качестве современных живописи и архитектуры в мусульманских странах, можно говорить об утере качества во многих областях декоративно-прикладного искусства, но традиционный ковер, несомненно, остается эталоном бесспорного мастерства восточных умельцев.

Аллах знает лучше…

Коврик для намаза – это аксессуар, необходимый каждому мусульманину. Совершать ежедневные молитвы удобно на молитвенном коврике. Намазлык защищает одежду от пыли, стоять или сидеть на нем приятнее, чем на земле или полу. Так можно сосредоточиться на намазе, отвлечься от посторонних мыслей. Купить намазлык можно в нашем Интернет-магазине. Yaseen Hijab предлагает большой выбор ковриков для намаза.

Виды молитвенных ковров

  • Детский намазлык – это модели уменьшенных размеров. Их мусульмане покупают для детей, чтобы воспитывать подрастающее поколение по канонам ислама. Такие модели делают из натуральных тканей, они мягкие и комфортные.
  • Домашние варианты коврика для намаза украшают вышивкой, принтами. Они бывают шерстяными, шелковыми, хлопковыми, с добавлением синтетических волокон. Иногда снизу покрыты экокожей.
  • Дорожные – легкие, компактные, из непромокаемых материалов. Идут в комплекте с чехлом, в который можно сложить коврик после молитвы. Их шьют из плащевой или других тканей, устойчивых к намоканию.
  • Дополнительный коврик можно заказать для работы – это лаконичные однотонные модели или аксессуары с небольшими принтами. Они легкие, тонкие, комфортные.

Как заказать намазлык

В нашем интернет-магазине вы можете купить коврик для намаза с доставкой по России или курьерской доставкой по Москве. У нас есть аксессуары производства Турции – это наиболее красивые и долговечные варианты, подарочные модели. К каждому товару указана цена, размеры, материал.