Домой / Валяние / Как интересно читать лекции для студентов. Как прочитать лекцию

Как интересно читать лекции для студентов. Как прочитать лекцию

Логика проектирования современной лекции

Как устроена хорошая современная лекция? Каким представлением о составе и логике хорошей современной лекции должен руководствоваться преподаватель при подготовке к ней? С чего начать? Как выбрать тему лекции? Как подготовить содержание и выбрать адекватный тип лекции?
Ответим на эти и подобные вопросы в виде практичных рекомендаций преподавателю (11). Представим это как некую логику проектирования лекции. В наиболее конструктивном варианте она может быть состоять из следующих 11 шагов к успеху преподавателя (рис. 11):

Рис. 11. Логика проектирования современной лекции

· Анализ предлекционной ситуации
· Изобретение замысла лекции
· Обоснование целей лекции
· Придумывание темы
· Отбор содержания лекции
· Выбор вида лекции
· Разработка формы лекции
· Разработка способов активизации внимания слушателей
· Разработка способов поддержки понимания лекции
· Разработка способов создания обратной связи
· Изобретение формы завершения лекции

Несколько практических советов преподавателю

Нужно ли размышлять о целях лекции? Мудрецы говорят про это как-то так: «Для корабля, который не знает в какую гавань плыть никогда не бывает попутного ветра».
Цели лекции это то, что отвечает на вопросы – зачем эта лекция? какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
Цель – это мыслительный образ будущего результата деятельности.


Основные требования к формулировке целей:
· они должны быть операциональны, т.е. должна быть возможность их проверки на достижимость;
· они должны быть конкретны;
· они должны быть сформулированы “на языке деятельности обучающихся”;
· они должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).

У меня не очень большой стаж преподавателя, но все-таки я учился в академии пять лет получая высшее образование и еще посещал кое-какие лекции в аспирантуре. Поэтому есть представление о том, чем отличается интересная лекция от неинтересной лекции.

На самом деле нет ничего хуже, чем преподаватель, читающий лекцию по какому-нибудь учебнику и заставляющий это писать под диктовку. Иногда лекции превращаются в крайний случай - когда студенты 90 минут пишут буквально без остановки. После таких занятий дымятся руки, ручки и тетради.

В частности у нас были пары по истории отечества. И нам там ничего не рассказывали, а попросту зачитывали некий сжатый вариант учебника по истории. Насколько я помню, 80 страничной тетради мне не хватило, хотя я писал в каждой клетке без пропуска строк и довольно мелким почерком.

Прошло больше пяти лет. Спросите меня что-нибудь об истории отечества и я вспомню возможно только несколько ключевых исторических персонажей и несколько важных исторических событий. То есть такие монотонные лекции и плюс зубрежка в ночь перед экзаменом не сильно помогают повышению эрудиции.

Так вот, я к чему веду. Если вы хотите сделать лекцию интересной, вы должны отказаться от зачитывания монотонных монологов. Вы должны не просто рассказывать на память свою лекцию, но вы также обязаны придумать как минимум десяток захватывающих и по-настоящему интересных примеров на лекцию, чтобы у кого-то из студентов что-то осталось в голове. Хорошо запоминаются вещи, которые вызывают какие-то эмоции. А кроме того, среднему человеку сложно фокусировать внимание на чем-то одном дольше 10 минут. То есть в каждой лекции должно быть множество захватывающих поворотов, от которых шерсть дыбом встает. Например, если вы преподаете медицину, то вы можете рассказать про какие-то яркие случаи из практики, а если вы ведете финансы и кредит, расскажите как в вашем городе украли банкомат.

Чтобы читать часовую лекцию, нужно серьезная подготовка. То есть вам нужен развернутый план выступления. Естественно, в каждом пункте плана вы должны разбираться достаточно хорошо. И, конечно, вы должны не только говорить, что говорят студенты, но также - слушать их. Не со всеми группами это легко. Но если удастся построить лекцию в виде диалога, то это будет по меньшей мере круто! Задавайте вопросы, слушайте ответы. Иногда ответы группы неплохо дополняют ваш основной материал.

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это грамотно. Приемы и принципы изложения материала, описанные в этой статье, помогут участникам лекции не заснуть и сделают монолог лектора любимым моментом занятия для его слушателей.

Сущность и структура

Знаменитая Мышь из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в ситуации, когда героиня промокла и замерзла в море собственных слез, задается актуальным вопросом: «Что суше всего?». И уверенно сама себе отвечает: «Лекция». Лекция (лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме. Думается, что большинство современных классных руководителей в поиске эффективных методов проведения классного часа обратят свой взор на лекцию в последнюю очередь. Лекция рассматривается как аналог знаменитой педагогической «беседы», когда дети молчат, а взрослый вещает. Только ленивый не критикует последние десятилетия эти самые «беседы», призывая педагогов к интерактивным, живым, проблемным формам общения с детьми и подростками. А между тем мини-лекция или монолог взрослого могут быть весьма поучительны, не занудны, могут определенным образом включать школьников в размышление на заданную тему и даже рождать у них ощущение сопричастности, собственной активности.

Принципы организации эффективной лекции

Каковы же принципы организации и структура эффективной лекции? Сформулируем несколько важнейших требований.

Во-первых, ее тема должна быть содержательно точно связана с темой, целью встречи с ребятами.

Во-вторых, материал лекции должен быть ожидаем, востребован участниками. Этот интерес к содержанию может быть сформирован непосредственно перед монологом с помощью проблематизирующих процедур либо может исходить из каких-то личных (например, возрастных) потребностей участников.

В-третьих, лекция должна быть целостной, хорошо структурированной, имеющей четкое начало, середину и финал. В качестве финала может быть обобщение, вывод, запрос на личную позицию участников (переход к обсуждению или принятию группового решения), перевод разговора в практическую плоскость группового действия.

В-четвертых, лекция должна быть достаточно короткой, максимально – 15–20 минут.

В-пятых, как бы лекция ни была коротка, она должна опираться на те или иные визуальные образы в виде слайдов, схем и т.п., помогающие слушателям удерживать содержание лекции как целое.

Этапы лекции

В эффективной лекции, как технологически выстроенной процедуре, выделяют три основных этапа: вступление, основную часть и заключение.

Задачи первого этапа – , включение внутренней активности участников, а также определение предмета монолога, постановка целей и описание образа результата. Задача второго этапа – раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога.

Задача третьего этапа – фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения.

Методическое обеспечение

В методическом оснащении эффективной лекции можно выделить методы и приемы, так сказать, сквозного характера, проходящие через все этапы ее проведения, и методы организации отдельных этапов работы.

Сквозные приемы

Все этапы эффективной лекции связывает между собой прием, имеющий в разных источниках разное название. В нашем случае мы обозначаем его как «Правило американского капрала. Часть 1, часть 2 и часть 3» . В целом данное правило может быть сформулировано в виде следующей формулы:

Часть 1. Расскажите слушателям, о чем вы хотите им рассказать.

Часть 2. Расскажите слушателям все то, что вы хотели им рассказать.

Часть 3. Расскажите слушателям, о чем вы им только что рассказали.

Таким образом, на этапе вступления это правило разворачивается как анонс, изложение краткого содержания будущей лекции, на этапе основного содержания – как изложение материала во всем его объеме, на этапе заключения – как резюмирование.

Приемы «Проблемный вопрос» и «Загадка» применяются на этапе вступления для мотивации слушателей и актуализации имеющегося у них опыта или знаний по теме монолога ведущего. На этапе заключения к заданным вопросам необходимо вернуться с тем, чтобы слушатели смогли ответить на проблемный вопрос (вопросы) или дать свою версию отгадки. Как вариант могут использоваться незаконченные предложения, фразы с пропусками слов и др.

Приемы для этапа вступления

Задачи, стоящие перед лектором на этапе вступления, могут быть решены с помощью целой группы приемов, которые могут применяться как в комплексе (несколько, в определенной последовательности), так и по отдельности.

«Факт к месту» – прием, позволяющий предварить основное содержание свежим примером, случаем, актуальной общественной информацией (той, что у всех на слуху), которые тематически или ассоциативно связаны с темой лекции. Ведущий может начать словами: «Идя на встречу с вами, я случайно увидел…», «Вчера по телевизору услышал потрясающую новость о том, что…» и т.д.

«Парадоксальное цитирование» предполагает приведение ведущим двух тематических цитат (или двух групп цитат), которые отражают противоположные точки зрения на предмет монолога.

В более простом варианте можно начать с цитаты (афоризма, поговорки), которые ярко задают тему, показывают ее неоднозначность, раскрывают известное с новой стороны.

(Именно такой прием был применен в начале этой статьи!)

Прием «Незаданный вопрос» предполагает, что ведущий, сделав небольшое вступление-размышление к теме, формулирует в качестве вопроса основную проблему лекции, предваряя этот вопрос словами типа «И мы можем спросить себя…», «Что же делать человеку в этой ситуации?», «Невольно возникает вопрос…». Для того чтобы слушатели могли присоединиться к вопросу и заинтересоваться поиском ответа, очень важно сформулировать его на языке аудитории, попав в возраст, стилистику, лексику.

«Блиц-опрос» применяется, когда имеет смысл выяснить уровень осведомленности слушателей по тому или иному вопросу, наличие у них определенного жизненного опыта, точки зрения по какому-либо поводу. Опятьтаки – в мотивационных целях. Для блиц-опроса чаще всего используются закрытые вопросы с вариантами ответа, и слушателям предлагается отвечать, поднимая руку, располагая большой палец вверх или вниз, поворачивая ладонь одной или другой стороной, хлопая в ладоши и т.п. Открытые вопросы используются реже, так как они предполагают свободные нерегламентированные ответы слушателей, что может затянуть лекцию, нарушить темповые характеристики ситуации, созданной ведущим.

Способы подачи основного содержания

Главная задача этого этапа – донести до слушателей идею, мысль, ради которой затевался монолог. Для этого необходимо подобрать такой метод подачи информации, который в наибольшей степени способствовал бы пониманию, не вызывал отторжения, протестных реакций, помогал бы расслышать за потоком слов главное – ценностную идею. Существует несколько различных методов, позволяющих эффективно организовать процесс понимания информации. Выбор конкретного способа зависит от возраста слушателей, уровня их мотивации и компетентности в конкретной теме, сформированности интеллектуальных способностей.

Индуктивный метод (от частного – к общему) предполагает постепенное, поэтапное раскручивание идеи, продвижение от простых примеров и понятных слушателям фактов к более сложным обобщениям, в том числе абстрактным ценностным понятиям добра, зла, веры, справедливости, истины. Скажем, педагог приводит ученикам различные примеры проявления милосердия в современном мире, не называя самой ценности, затем обобщает разные примеры (помощь пожилым, поддержка больных детей, защита прав переселенцев) и, наконец, вводит понятие самой ценности, дает определение милосердия. Метод хорош в работе с группой, неготовой к сложной интеллектуальной работе (не настроенной на нее), но доверяющей ведущему. Интеллектуально продвинутые подростки и взрослые люди часто сопротивляются такому способу доказательства, так как у них возникает ощущение, что ими манипулируют, не давая возможности увидеть альтернативные решения.

При дедуктивном методе (от общего – к частному) слушателям сначала предлагается общий вывод, а затем его разнообразные подтверждения. Например, размышляя о свободе, взрослый сначала формулирует свой главный тезис: «Свободы не бывает без ответственности», а затем приводит примеры из разных сфер жизни человека, фильмов, художественных произведений, которые с разных сторон подтверждают его. При дедуктивном методе можно идти и от опровержения, если использовать способ доказательства от противного: «Предположим, что наше утверждение неверно. В этом случае…». Этот метод привлекателен для интеллектуально развитых, замотивированных участников. Метод приглашает их к соразмышлению, ставит в активную позицию.

Метод аналогии (параллели, сопоставления) применяется в тех случаях, когда в опыте слушателей существует представление о сходном по своей сути процессе, явлении и они, слушатели, способны осуществлять умозаключение по аналогии. Довольно часто, работая с подростками, мы обращаемся к аналогиям, связанным с природными явлениями, несложными техническими процессами. Неграмотное применение метода аналогии может привести к полному фиаско монолога ведущего: аналогия может оказаться недоступной, непонятной участникам, и в этом случае они не смогут понять саму идею ведущего.

Следующие три метода – концентрический, ступенчатый и хронологический – это различные варианты подачи информации слушателям для их самостоятельных размышлений или последующих действий. Или просто – для сведения, пополнения копилки знаний.

Концентрический метод устроен по типу кластера. Применяется для изложения материала, в структуре которого понятная глубокая классификация. Материал убедительным для слушателей образом делится на несколько смысловых частей, при этом каждая часть имеет одну и ту же содержательную глубину. Так, говоря с детьми о любви, педагог может перечислить виды любви, а затем каждому виду дать характеристику по одной и той же схеме. Это поможет слушателям увидеть разные виды любви (родительская, романтическая, супружеская, к родине) в сравнении. Если материал, который нужно донести, действительно устроен таким образом, метод кластера очень хорош. Он помогает поочередно излагать блоки материала, при этом можно делать остановки, так как у слушателей довольно быстро формируется представление о структуре материала, ее необходимых разделах. Это происходит особенно быстро и естественно для слушателей, если ведущий, помимо слов, использует графические изображения кластера.

Ступенчатый метод представляет собой последовательное изложение информации. При этом в последовательности может быть определенная закономерность, а может и не быть ее. Например, рассказывая о том, как устроен современный город, педагог может выделить отдельные характеристики города, а затем в свободном порядке раскрывать каждую из них, при этом не придерживаясь единой схемы. Это один из наиболее трудных для понимания способов подачи материала, но иногда он является единственно возможным. Тогда нужно обязательно подумать о том, как помочь слушателям удержать целое в разнообразии излагаемых частей. И вообще помочь им понять, зачем им все эти факты и «фактики».

Исторический метод предполагает хронологический порядок. Факты и события рассказываются в исторической последовательности: с чего все началось, как развивалось, что когда появилось… В хронологическом порядке не обязательно должна присутствовать некоторая логика, непосредственно выводящая ведущего или слушателей к гипотезе или готовому выводу, почему все было именно так и что будет дальше. Она может быть, а может и отсутствовать. Например, в истории олимпийского движения нет особенных закономерностей. Важно просто рассказать, как это было. Вопрос, почему именно так, в данном случае не имеет ответа. А вот в истории развития взглядов людей на искусство, например живопись, определенные закономерности есть. Важно понимать, что хронологический метод изложения является интеллектуальным вызовом для мотивированных слушателей (найти, раскопать закономерность) и, напротив, может вызывать раздражение и еще больше снижать мотивацию у тех, у кого она и так не была высока.

Приемы для этапа заключения

На этапе заключения, помимо возврата к мотивирующим и проблематизирующим процедурам этапа вступления в монолог, помимо третьей части «Правила американского капрала», могут применяться специальные приемы, направленные на подведение итогов, включение нового материала в опыт участников.

«Рамка» – процедура, которая обязательно используется в тех случаях, когда не применялось «Правило американского капрала». Итак, говорит ведущий, мы начали с вами с того, что…, мы рассмотрели…, мы увидели и пришли к выводу… В целом можно говорить о том, что… Ведущий своими словами как бы обрамляет основное содержание своего монолога, подчеркивая главное, помогая сделать вывод.

ЖЭТ (прием «жирной эмоциональной точки ») позволяет связать всё то, о чем до этого говорилось, с яркой эмоциональной реакцией, естественно, положительной. Это может быть анекдот, вызвавший общий смех, но не уводящий группу в посторонние разговоры, яркие заключительные кадры фильма или другие зрительные образы, что-то вкусное, маленький подарок от ведущего. Важно, что такое эмоциональное действие должно подчеркивать значимость прослушанной информации, а не затмевать ее.

«Пафосная концовка» – это прием, позволяющий включить обсуждаемую информацию в контекст каких-то важных, возвышенных отношений, смыслов, чувств. Это может быть красивая цитата, несколько строчек из стихотворения, обращение к значимым культурным образам. Конечно, им не стоит злоупотреблять и использовать его по каждому поводу. Но в ряде случаев он оказывается очень эффективным.

В целом, если взрослый говорит не очень долго, по теме, интересно, держит уважительный тон, помогает удерживать цель и смысл собственного монолога, его вполне можно и послушать с пользой и удовольствием для себя.

Марина Битянова, к.психол.н.

Слово преподавателя. В арсенале современного преподавателя высшей школы находятся многочисленные средства передачи информации и обучения. Сюда относятся учебники, учебные пособия, аудиовизуальные средства, программированные задания и др. Но есть одно средство педагогического воздействия, которое стоит над всеми этими средствами, объединяет, координирует и направляет их. Это средство – слово преподавателя, его живая речь – Verba Magistri (слово учителя). Посредством языка и речи объединяются образы и понятия, знания и эмоции, конкретное и абстрактное. Отсюда очевидно, насколько владение словом, речью необходимо преподавателю в его педагогической деятельности. М.В. Ломоносов говорил о красноречии педагога: "Искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению".

Квалификация преподавателя высшей школы в значительной мере определяется тем, насколько содержательно и мастерски он читает лекции. При систематической работе и практике научиться читать лекции и читать хорошо вполне возможно. По этому поводу Демокрит писал: "Ни искусство красноречия, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться".

История высшей школы имеет большое число примеров образцового лекционного преподавания: В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Н.Н. Костомаров, Д.И. Менделеев, М.С. Грушевский, Вернадский, К.А. Тимирязев, М.И. Махмутов и мн. др. Их лекции отличались глубоким анализом материала, будили мысль и действовали на чувства слушателей, заставляли размышлять о глубине, сущности и значении предмета изучения, отличались широкой эрудицией, выразительностью речи, критическим подходом к источникам, широкой научностью.

Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой.

В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов.

Самая лучшая речь педагога та, которая вызывает неудержимое стремление к знаниям у его слушателей и активную их деятельность в приобретении этих знаний. К такой речевой форме в учебном процессе высшей школы в первую очередь относится лекция . «Наилучший лектор тот, который своим словом научает слушателей» (Цицерон). Особенно лекция требует от преподавателя не только мастерского владения содержанием предмета, но и речевой формой его изложения.


Подлинный преподаватель-лектор высшей школы тот, кто умеет находить в известных явлениях нечто новое и выразить это словами, кто вдохновляет студентов своей речью, захватывающими идеями, убеждает их в правильности утверждаемых им мыслей, то есть активизирует их познавательную деятельность. Непосредственное словесное (не через аудиовизуальные средства) изложение материала активизирует восприятие студентов, устанавливает живую связь аудитории с преподавателем, позволяет ему одновременно наблюдать за аудиторией. Поэтому при подготовке к лекции следует учитывать не только информационное начало и воздействие на сознание, но и ее эмоциональное воздействие на чувства студентов, которое можно оказывать, прежде всего, словом.

Что такое лекция и её функции и виды. Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Понятие «читать лекцию» носит условный, скорее исторический характер. Действительно, до середины Х1Х в. лекции читались в прямом смысле слова. В некоторых, отдельных случаях бывает целесообразно лекции читать в полном смысле этого слова. Главным образом это касается лекций, излагающих строгие оригинальные материалы, научные отчеты, и лекций начинающих педагогов. Во всех случаях лекции нужно излагать четко, ясно и выразительно. «Достоинство словесного выражения быть ясным» (Аристотель).

Цель вузовской лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой. Лекция выполняет следующие функции:

· информационную (излагает необходимые сведения),

· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),

· воспитывающую (осуществляет воспитывающее воздействие),

· развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление),

· ориентирующую (в проблеме, в литературе),

· разъясняющую (истолковывает основные понятия науки),

· убеждающую (акцентирует внимание на системе доказательств).

Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по конкретной дисциплине.

Можно выделить следующие виды лекций.

1. По общим целям : учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

2. По научному уровню : академические и популярные.

3. По дидактическим задачам : вводные, текущие, закрепительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации.

4. По способу изложения материала : лекции-монологи, лекции-диалоги или лекции-беседы, проблемные лекции, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности), лекции-конференции и др.

Структура иметодические приемы построения лекции. Вузовская практика показывают, что коммуникативная компетентность преподавателя-лектора не является само собой формирующейся данностью. Только преподаватель, достигший высокого мастерства, в состоянии использовать лекцию как инструмент многофункционального взаимодействия со студентами, полноценно реализовывать дидактические цели и задачи, умело сопрягая тактику и стратегию обучения. Нет сомнения в том, что необходима организация специального обучения будущих преподавателей, нацеленное на формирование у них лекторской компетентности. Для этого важно решить дидактическую задачу развития у будущих преподавателей высшего учебного заведения конструктивно-проектировочных способностей, выработки у них рефлексивной позиции при сообщении обучаемым содержания учебного материала.

Лекция в высшей школе – это не простой пересказ учебника или других литературных источников, это личное научно-педагогическое творчество преподавателя в определенной области знания. Настоящий преподаватель, педагог по призванию, готовится к лекциям не накануне, а всегда, в течение всей своей педагогической деятельности.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурно-методический каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Лекция требует строго продуманной системы построения и расположения излагаемого материала, такого построения, чтобы студенты могли конспектировать ее в виде четко ограниченных, последовательных и взаимосвязанных положений, тезисов с выводами и заключениями.

Для этого преподаватель должен продумать и спланировать, какой должна быть предварительная структура сообщаемого учебного материала, каким образом расчленить содержание занятия на конкретные учебные разделы. Эти разделы должны быть достаточно большими, чтобы учебный материал не разрывался на не связанные между собой компоненты, но и не очень большими, чтобы не перегружать студентов материалом.

Всё это является обязательным условием методической подготовки к лекции, которое требует разработки плана проведения с перечнем основного содержания, с делением на подразделы, примерным расчетом времени, с указанием необходимых иллюстраций, примеров, используемых технических средств, цитат, рекомендуемой литературы. По мнению многих преподавателей, более целесообразно иметь конспект лекции, составленной в тезисной форме, чтобы основные положения лекции, выводы, формулировки излагать в несколько замедленном темпе для систематических записей студентами.

А молодым преподавателям высшей школы рекомендуется написание полного текста лекции. Особенно это необходимо по новым, оригинальным курсам, требующим четкости определений, изложения материала в строгой последовательности. Написанные в определенной системе лекции – это ценный материал для будущего учебного пособия, а также для обновления и совершенствования содержания самой лекции.

Особое внимание рекомендуется обращать на подготовку к первой лекции, к первой встрече со студентами. От того, как будет подготовлена и прочитана первая лекция, многое будет относиться и ко всему лекционному курсу преподавания.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

На записи лекций студентами существует четыре точки зрения:

Записывать материал в краткой, свободной форме, главным образом выводы, правила, законы, формулы;

Записывать весь лекционный материал в тезисной форме;

Вести подробную запись лекции, вплоть до диктовки;

Ничего не записывать, но по приходе домой вспомнить все, что сохранилось в памяти от лекции.

Но с психологических позиций не следует рассчитывать на кратковременную память. Не зря же Д.И.Менделеев сказал: «Не записанная мысль – утерянный клад». Психологическое изучение поведения студентов на лекциях подтверждает, что запись способствует лучшему запоминанию материала. К тому же не пишущий, а только слушающий студент быстрее устает и скорее отвлекается.

На наш взгляд, необходимо уже на младших курсах приучить студентов вести записи лекций, так как правильное конспектирование не только фиксирует основное содержание лекций (выводы, закономерности, формулировки), но и активизирует восприятие лекционного материала. У студентов вырабатывается способность усваивать необходимое количество учебной информации и одновременно анализировать достаточно сложный учебный материал.

Кроме того, конспектирование помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи. Этому способствует и наличие алгоритмов, опорных материалов, которые помогают и при подготовке к семинару, экзамену. Задача лектора - дать студентам возможность осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции студенческой аудитории. Каковы средства, помогающие конспектированию? Это - акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение определений, понятий, выводов темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи алгоритмов на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки, знаку NB - "nota bene" (обрати особое внимание), использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания - все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

Исследователи, работающие в этом направлении, установили дидактические средства и методы разработки и чтения лекции, выявили условия эффективности лекционной формы обучения, которые можно приложить к любой области знания. В свете этих разработанных средств, методов и условий лекция выступает как инструмент эффективного взаимодействия дидактической связки «обучающий – обучаемый», когда преподаватель в процессе чтения лекции мастерски реализует учебно-воспитательные цели, сопрягая тактику и стратегию учебного процесса.

Организационная деятельность преподавателя-лектора в процессе «речетворчества» сталкивается со встречной деятельностью студента, который не всегда адекватно истолковывает сообщение. Понимая это, лектор, автор текста, постоянно вынужден ориентироваться на адресата (студента). Это проявляется как в процессе отбора учебного материала, так и в процессе построения речи лектора: он стремится сделать свой язык и ход своих мыслей максимально доступными для студента-слушателя, старается предвосхитить возможное непонимание им тех или иных элементов изложения.

Как надо читать лекцию особенно ярко выразил в свое время Н.В Гоголь в статье «О стиле лекции»: «Слог профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени владеть вниманием слушателей. Если хоть один из них может предаваться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора. Он не сумел быть так занимателен, чтобы покорять мысли слушателей».

Рекомендуется лекцию начинать спокойно, умеренно громким голосом, варьировать звуковую громкость изложения, подчеркивая основное и существенное, замедляя речь там, где приводятся формулировки, выводы, задаются вопросы, ставятся проблемы. Есть такое правило, что «лекции надо читать достаточно громко, чтобы слышали, и в то же время достаточно тихо, чтобы слушали». Лекции вузовского преподавателя не допускают речевой небрежности и засорения ее ненужными вводными словами, жаргонами, вульгаризмами.

Полезно напомнить студентам содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог прочитанному материалу.

На первых курсах развивающая роль лекционного преподавания нуждается в ещё большей степени доступности изложения материала. В более четкой форме логического построения изложения, в замедленном формулировании основных положений и выводов.

Настоящий преподаватель-лектор излагает свой предмет с убежденных позиций, с характерной увлеченностью, что является одним из непременных условий возбуждения интереса у студентов. Не только знание предмета требуется для лекции, нужна, как мы уже отмечали, и достаточно развита речь, излагающая научные положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью (алгоритмизацией) и эмоциональностью. Любая строгая лекция требует пояснений, обоснований, раскрытий, иллюстрированных примеров и фактов, т.е. она не может ограничиваться только научной терминологией.

В лекциях преподаватель, наряду с систематическим изложением фундаментальных основ науки, высказывает свои научные идеи, свое отношение к предмету изучения, свое творческое понимание его сущности и перспектив развития и тем самым формирует методологическую культуру будущего специалиста. Каждая лекция требует от преподавателя личного анализа развития научных положений, исторического подхода к ним и в то же время непременного освещения их современного состояния.

Методически необоснованным является стремление некоторых лекторов подчеркнуть перед аудиторией свое «интеллектуальное превосходство», излагая материал нарочито усложненным языком. Полезно обратиться к опыту рекомендаций для лекторов, разработанных еще М. В. Ломоносовым, который, широко прибегая к образным сравнениям и ярким эпитетам, решительно отвергал использование туманных и запутанных выражений, которые способны лишь затемнить смысл. Его рекомендации следующие:

Не выдавать практику за теорию;

Не обременять лекции неизвестными терминами;

Не затруднять слушателя неопределёнными и бесплодными изъяс­нениями (Ломоносов М. В. Поли. собр. соч., Т. 2, С.457, с.132).

Для активизации мышления студентов опытные преподаватели ставят перед студентами острые вопросы (устанавливают обратную связь), критически анализируют (но не занимаются критиканством) различные направления в науке, освещают разные точки зрения отдельных ученых. Все это становится ярким, когда лекция выражает собой результат глубокой творческой работы самого преподавателя, его методологическую культуру.

Наряду с описательной формой изложения систематизированного учебного материала преподаватель-лектор приводит возможные примеры творческого использования студентами получаемых знаний, порой вводит спорные положения, ставит перед студентами те или иные проблемы, требующие их собственного размышления. Показателями активного восприятия лекции являются вопросы студентов к преподавателю и выражение их собственных взглядов в связи с поставленными лектором проблемами.

1. Личность лектора

  1. Личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем глубокие знания.
  2. Не выступайте, когда Вы утомлены. Отдохните, восстановите свои силы, накопите в себе резерв энергии.
  3. Не делайте ничего, что могло бы подавить Вашу энергию. Она обладает магнетическим свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля с озимой пшеницей.
  4. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что Вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.
  5. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что Вы рады находиться перед ними. « Подобное рождает подобное…»
  6. Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.
  7. Не стойте на возвышении, а опуститесь на один уровень с ними. Сделайте Ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу.
  8. Позаботьтесь о том, чтобы воздух был свежим.
  9. Максимально осветите помещение. Стойте так, чтобы свет падал Вам прямо в лицо, и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.
  10. Не становитесь за какими – либо предметами мебели.

2. Как начать лекцию

  1. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, т.к. в этот момент ум слушателя свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.
  2. Новички склонны начинать выступлениелибо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Говорите именно то, что Вы собираетесь сказать, скажите это быстро и сядьте на свое место.
  3. Покажите, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.
  4. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что Вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным.

3. Как закончить лекцию

  1. Тщательно подготовьте концовку Вашей речи заранее. Прорепетируйте ее. Знайте, почти слово в слово, как Вы собираетесь закончить свое выступление. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику.
  2. Семь вариантов концовок:
  • резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые Вы затрагивали в своем выступлении;
  • призвать к действию;
  • сделать слушателям подходящий комплимент;
  • вызвать смех;
  • процитировать подходящие поэтические строки;
  • использовать цитату из Библии;
  • создать кульминацию.
  • Подготовьте хорошее начало и хороший конец выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого. Помните: « После пика популярности очень скоро наступает пресыщение».
  • 4. Как сделать ясным смысл вашего выступления

    1. Очень важно, но и очень трудно быть ясным.
    2. Делать незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Если Вы хотите дать ясное представление о величине России, то не надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите страны, которые можно былобы поместить на ее территории.
    3. Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией. Излагайте свои мысли настолько простым языком, чтобы они были понятны каждому.
    4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, применяйте экспонаты, картинки, иллюстрации.
    5. Будьте определенными. Не говорите слово « собака», если Вы имеете в виду

    « фокстерьера с черным пятном под правым глазом».

    1. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводите их конкретными примерамии случаями.
    2. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. Достаточно одного – двух разделов большой темы.
    3. Заканчивайте свое выступление кратким резюме высказанных Вами положений.

    5. Как заинтересовать слушателей

    1. Нас интересуют необычные факты об обычных вещах.
    2. Больше всего мы интересуемся собой.
    3. Человек, который побуждает других говорить о себе и о своихинтересах и умеет внимательно слушать, повсюду будет считаться хорошим собеседником, даже если он мало говорит.
    4. Оратор должен рассмотреть небольшое количество вопросов и проиллюстрированное их рассказами, представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения.
    5. Будьте конкретным и определенным.
    6. Насыщайте Вашу речь фразами, создающими образы,а также словами, которые вызывают перед Вашими глазами целую вереницу картин.

    6. Как улучшить свой слог

    1. У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим. Необходимая часть образования -точное и изысканное употребление родного языка.
    2. Ваша манера речи в значительной мере отражает Вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию.
    3. « Я отказался от газет в обмен на Тацина и Фукидида, Ньютона, Шекспира и Евклида, - писал Томас Джефферсон – Чувствую себя намного более счастливым».
    4. Читайте со словарем. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, что бы Вы могли запечатлеть их в своей памяти.
    5. Изучайте происхождение слов, которые Вы употребляете.
    6. Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей. Используйте синонимы.
    7. Не употребляйте таких стертых сравнений как, например, « холодный, как огурец». Стремитесь к свежести. Будьте своеобразным.

    7. Какразвить уверенность в себе

    1. Если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. Хорошо подготовленная речь – это 9/10произнесенная речь.
    2. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что –то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.
    3. Речь должнавызреть. Выберите тему на начале неделе, обдумайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят Вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время – когда Вы принимаете ванну, едете в центр города, когда Вы ждете, чтобы Вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.
    4. После того, как Вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему.
    5. Соберите значительно больше материала, чем Вы намерены использовать. Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто.
    6. Наполеон говорил, что « искусство войны – это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем к военным действиям. Оратор, который не знает, кудаон идет, обычно приходит неизвестно куда.
    7. Оратор должен обстоятельно осветить вопрос, которого он касается, и больше к нему не возвращается.

    8. Методыоптимизациилекции

    1. Представление информации
    • Объявление темы
    • Обоснование темы
    • Постановка целей
    • Сообщение плана лекции
    • Изложение материала лекции
    • Подчеркивание связи с практикой
    • Установление связи с материалом других дисциплин
    • Высказывание собственного отношения к излагаемому материалу
    • Повторение сказанного
    • Выделение главного
    • Обобщение
    • Выводы
    1. Активизация познавательной деятельности
    • Проблемная ситуация
    • Анализ конкретной ситуации
    • Размышление вслух
    • Диалог
    • Дискуссия
    • Подчеркивание важности информации
    • Ответы студентов на вопросы
    • Выдача рекомендаций по самостоятельной работе

    3. Создание необходимого эмоционального настроя

    • Отступления
    • Жесты
    • Мимика
    • Улыбка
    • Одобрение
    • Похвала
    • Изменение интонации
    • Проявление неудовольствия
  • Организация поведения студентов
    • Использование приемовдля активизации внимания
    • Управление самостоятельной работой слушателей

    - темп

    - пауза

    • Указания для записи повторения
    • Замечания отдельным студентам
    • Нерабочий шум
    • Использование средств наглядности
    • Общая оценка качеств речи

    9. Методы оптимизации семинара

    1. Объявление темы
    • Обоснование темы
    • Формулировка целей
    • Сообщение плана практической деятельности
    • Подчеркивание практической значимости представляемой информации
    • Проявление собственного отношения к излагаемому материалу
    • Обобщение
    • Выделение главного
    • Выдача инструкций к деятельности
    • Ответы на вопросы студентов
    1. Выполнение групповых практических заданий
    • Выполнение индивидуальных практических заданий
    • Помощь со стороны преподавателя
    1. Проблемная ситуация
    • Анализ конкретной ситуации
    • Вопрос, активизирующий память
    • Вопрос, активизирующий мышление
    • Диалог
    • Дискуссия
    • Игровая ситуация
    • Размышление вслух

    4. Выполнение групповых контрольных заданий

    • Выполнение индивидуальных контрольных заданий
    • Самоконтроль
    • Взаимоконтроль
    • Самооценка
    • Обоснование оценок
    • Подведение итогов занятия
    • Выдача заданий к следующему занятию
  • Проявление доверия к слушателям
    • Отступление
    • Примеры
    • Жесты, мимика
    • Улыбка
    • Одобрение, похвала
    • Изменение интонации
    • Проявление неудовольствия
  • Использование приемов для активизации внимания
    • Замечание отдельным студентам
    • Замечание группе в целом
    • Оценка поступков слушателей
    • Деловое общение слушателей
    • Нерабочий шум
    • Активность студентов