Домой / Вышивка / Андрей Фефелов: Новороссия – это пространство мечты. Андрей Фефелов: «Русский мир — это вся вселенная, плацдарм для Преображения мира Награды и звания Александра Проханова

Андрей Фефелов: Новороссия – это пространство мечты. Андрей Фефелов: «Русский мир — это вся вселенная, плацдарм для Преображения мира Награды и звания Александра Проханова

Сайт « а» открывает серию бесед с общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Мы также постараемся выяснить, что известно видным политикам и общественным деятелям России о старообрядчестве, о русской церковной традиции. Разумеется, в первую очередь, нас интересуют представители патриотического крыла российской элиты. Люди, для которых понятие «русская цивилизация» не является пустым звуком. Сегодня мы беседуем с главным редактором телеканала «День», заместителем редактора газеты «Завтра» Андреем Фефеловым .

Чем в Вашем понимании является «Русский мир». Насколько далеко географически он простирается и какие мировоззренческие понятия охватывает?

Русский мир — это вся вселенная, потому что русский народ с космическим мышлением, а Россия не имеет ни пространственных, ни духовных, ни временных ограничителей. Потому-то в нее можно только верить, а мерить ее километрами или килограммами совершенно бессмысленно. Россия — это территория чуда. Лучи от этого чуда проницают и стены, и облака, и зоны вечной пустоты, разбегаются по всем закоулкам мироздания.

Конечно, понятие Русского мира связано со сложным, глубоким и таинственным феноменом русского языка, внутри которого, как в колыбели, пребывают смыслы, образы и символы универсального сознания.

Для меня Русский мир — это плацдарм для реализации плана всемирного Преображения. Это площадка для воплощения идеи бессмертия человечества. Идеи, зашифрованной в русской культуре, и не только.

Но не только современная Россия представляет собой русский мир. Семена русскости, русская ойкумена рассеяна по всей планете, по всему мирозданию. В частности, частью русского мира можно назвать староверов, живущих в Латинской Америке сотни лет. К русскому миру можно отнести и какой-нибудь там луноход, застрявший уж много лет назад на Луне. Это тоже часть русского мира. Это те штрихи, которые оставила русская цивилизация, русская культура, русская техника, инженерия, русская мысль.

Далекие предки Вашей семьи были из молокан. Еще один родственник, Иван Степанович Проханов (1869-1935), был известным композитором и проповедником евангелической баптистской церкви. Причем его духовные песни получили известность даже в старообрядческой среде. Ваш отец, А. А. Проханов, отождествляет себя с православием. Что вы можете сказать о духовном пути вашего рода? Можно ли как-то его сопоставить с историческим путем нашей страны?

Часть моих предков — выходцы из русского сектантства. И Прохановы, и Фефеловы, и Мазайевы когда-то были крестьянами и принадлежали к молоканской среде. Их потомки, сделавшись купцами, давали своим детям образование, посылали детей учиться в Европу.

Мой прадед Александр Степанович Проханов стал в императорской России доктором медицины и получил за научные заслуги личное дворянство. Такие люди уже не выражали себя в формате народной молоканской веры. Так появились вариации русского баптизма, секта «Евангельских христиан», которую основал упомянутый вами брат моего прадеда.

Однако вскоре сменилась эпоха, и духовные вопросы отошли на второй план. Скажем, моя бабушка, происходившая из религиозной молоканской семьи, всю жизнь считала себя атеисткой, и только за год до смерти по просьбе сына, своих внуков и невестки она приняла Святое крещение в возрасте 96 лет. Когда ее принимали в пионеры, на торжественном митинге выступал Лев Троцкий.

Таким образом, мой отец получил нерелигиозное воспитание, но опять же пришли 70-е годы, когда интерес к религии вырос среди интеллигенции. Именно тогда мои родители крестились. Таким образом, вопросы веры, церкви, эсхатологии сопровождали меня с раннего детства.

Вероятно, на выбор отца повлиял его друг Лев Лебедев, ставший впоследствии протоиереем, известным церковным историком и богословом. Ко всему отец Лев был еще и монархист, ходил по андроповской Москве в котелке и с длинным, как трость, зонтиком. Пряжка его ремня была тоже старорежимная: на ней мерцал имперский двуглавый орел.

А сочинения А. А. Проханова и апокалиптическая тема в них тоже берут начало в этот период?

Эсхатология является неотъемлемой частью православного мировоззрения. Однако в текстах моего отца эта тема вспыхивает как метафора катастрофичности современной цивилизации. Он как журналист поучаствовал в нескольких войнах, заслужив потом звание писателя-баталиста. Своими глазами он видел развороченный реактор в Чернобыле. Наблюдал распад советского социума, сползание его в кошмарные 90-е годы. Это ли не притча о Последних временах? Горящие горизонты, во сне и наяву — вот что наводит мыcли о скором Апокалипсисе.

Значит, традиция молоканства ушла от вас?

Традиция ушла, но связи существуют. Однажды в газету «Завтра» пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько подряд по воскресеньям в редакции «Завтра» проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами.

Сейчас многие патриоты говорят о величии дореволюционной России. Вместе с тем надо помнить, что династия Романовых сделала трагические шаги к разделению русского народа. В XVII веке при Алексее Михайловиче был совершен церковный раскол, когда русские разделились на старообрядцев и новообрядцев. В начале XVIII века при Петре I произошел культурный раскол на высшую элиту с балами и ассамблеями, с одной стороны, и смердящего мужика — с другой, а уже при последующих Романовых правящий класс России стал франко-немецкоговорящим, иностранно живущим, во многом компрадорским. Что вы думаете об этих разделениях и можно ли было их избежать ?

В русской истории Романовы оставили громадный след. И западный вектор в их деятельности просматривается очень явственно с первых лет существования династии. Однако давать хлесткие однозначные оценки тому или иному деятелю или целой эпохе считаю делом вредным и бестолковым. Скажем, Александр II, крайне сомнительная фигура. Увлекался спиритизмом, провел крестьянскую реформу с колоссальными нарушениями и перекосом в пользу дворянства, открыл дорогу в Россию иностранному капиталу, отдал почти даром Аляску США. Однако эпоха Александра II — это время рассвета русской литературы: Тургенев, Толстой и Достоевский…

Триумфы «белого генерала» Скобелева — это тоже период царствования Александра II. Можно, конечно кликушествовать: «Ах, род Романовых, загубил Россию…». А можно взглянуть на историю страны шире и внимательней. В обществе, как всегда, шли процессы сложные и очень противоречивые, и в эти процессы были вовлечены и государи из Романовых. Следует помнить, что в России после свержения династии наступил другой период, не менее сложный, не менее трагический и противоречивый. А до Романовых были Рюриковичи. И к ним могут быть тоже вопросы. А между тем Рюриковичи заложили фундамент российской империи.

Интересно, что род Романовых — эта когорта государей и государыней — стоит между двумя столпами русской истории: Иваном IV Рюриковичем и Иосифом Сталиным. При этом мы знаем, что и на Сталина, и на Ивана Грозного навешано множество страшных ярлыков. Они и садисты, и кровопийцы, и безумцы. Причем эти ярлыки выдуманы не только ангажированными историками. Здесь постарались и живописцы, писатели и кинематографисты. Хотя бы взять подлый фильм Павла Лунгина «Царь ». Одна только грязь и мистификация! Печально, что в съемках этой гадости участвовал гуру современной патриотической молодежи Иван Охлобыстин. По-моему, он должен извиниться перед народом за эту роль царского шута. Извиниться за участие в деле, порочащем первого русского царя, всю русскую историю и саму идею русского государства.

Особняком стоит фигура Петра Первого. Он великий разрушитель и великий строитель одновременно. В чем-то схож с патриархом Никоном и Ленином. Пушкин очень любил и чувствовал Петра. Он видел в нем то, что не понимал ни один историк, ни один социолог.

Но всё же не разрушая русские обычаи, не отрывая бороду, можно было строить корабли?

Это вопрос дискуссионный, смотря какие корабли. Ведь у поморов были тоже свои корабли — ладьи. Но то был торговый и рыболовный флот. А вот чтобы строить каравеллы, нужен европейский прикид.

Но этот западнический период, по всей видимости, был необходим. Это часть нашего взросления как народа. Мы уже начали возвращаться к русским истокам, к древней культуре, к формам, которые прорастают из самой нашей природы, из языка и веры.

Надо понимать, что вся история России священна, поэтому надо относиться к ней как к некому священному дару свыше и не посыпать ее дустом. Даже демоны русской истории, такие, допустим, как Лев Троцкий, должны быть бережно исследованы и прочтены в едином грандиозном, сакральном контексте. Казалось бы, вот он враг всего русского народа! Но, тем не менее, это «наш» враг, «наш» уникальный демон. И никакая другая история подобную фигуру не произвела. Кстати, если говорить объективно, то Троцкий известен как создатель Рабоче-крестьянской красной армии, которая стала ударной силой собирания территорий Российской империи, рухнувшей в феврале 1917 года.

В современной Украине принято говорить о преступлениях советской власти, валить памятники Ленину и призывать к запрету компартии. Майдан требует дезавуировать и осудить преступления тоталитарного режима. Почему тогда они не требуют дезавуировать такие «преступления тоталитарного режима», как установление исторически необоснованных административных границ УСССР во времена Ленина-Хрущева?

Логики у тех людей, которые валят на Украине памятники Ленину, нет. Их логика в том, что Ленин — это русский человек, «москаль», который со своими большевистскими уложениями пришёл на Украину, эту якобы цветущую, могучую величавую, «незалежную державу». Поработил ее, а затем насадил в ней большевистский тоталитарный режим, учинил голодомор и так далее. Они очень не хотят говорить и даже вспоминать о том, что нынешняя территория Украины есть территория УССР, созданная, составленная из нескольких губерний Российской империи именно большевиками…

История, которая преподается украинским детям, выстроена покруче книг Толкиена. Это не история, а чистая выдумка, построенная на идеологии «бандеровщины». В основе ее помимо ультраукронационализма лежит демонизация большевизма, ассоциация большевизма с выдуманной ими «Московией», а «Московии» с «азиатчиной»… Разрушая связи с Россией, они якобы делают европейский выбор и движутся куда-то в Европу, прочь от Сталина, Ленина и Путина. На деле превращают свою страну в Сомали, со всеми вытекающими последствиями.

Укроманты проявляют настырное желание владеть чужими землями, навязывать свой язык небольшого народа всем остальным многочисленным народам, живущим в этой стране. Последний Майдан породил экспансионистскую волну среди молодёжи, и даже при всей ненависти к Ленину никто от «ленинского территориального наследия» отказываться там не собирается. Но при этом у властных элит Украины нет понимания, что такое подлинная империя.

Это всегда некий компромисс между народами, договорённость на базе сверхценностей. Если империя строится на идее тотального доминирования одной нации, то эта империя обречена. Так крушились один за одним германские рейхи, поскольку не давали возможность цвести всем народам, всем цветам в соцветии. Вот этой имперской терпимости, к сожалению, не наблюдается на протяжении всей истории «незалежности» Украины.

Политика украинизации неукраинского населения ярко проявляется все последние годы. Эту политику можно определить как этноцид. Геноцид — это прямое физическое уничтожение, а здесь применяется перекодирование сознания, ассимиляция, переселение и, конечно, изгнание народов. Вот если бы появилась некая интегральная украинская идеология, которая учитывала бы все факторы, была наднациональной, тогда бы можно было сказать, что Украина состоялась как государство.

Но, к сожалению, нынешний украинизм — это местечковое западничество плюс жлобство, с элементами нацизма. Галичанская группа может реально влиять на ситуацию в Киеве, это действительно пассионарно-активный слой. Фактически, создан один из искусственных этнических мифов о культурном и языковом преимуществе западенского, галичанского субэтноса, который в развитии живущих на Украине народов не имел бы особого значения, если бы не политическая судьба Украины.

Почему на Украине нет митингов против войны?

Потому что Украина сейчас страшно разогрета. СМИ настраивают людей так, что все хотят крови. Обыватели стали заложниками собственных СМИ, учебников, многолетней антироссийской пропаганды. Людей сильно-сильно разогрели. Майдан, который как нарыв прорвался в феврале, — он недоносок. Состоялись преждевременные роды новой власти. Власть слаба и боится толпы. Что касается маршей мира в России, то их проводит либеральная интеллигенция, которая тоже почему-то заткнулась и не проводит больше «Марши мира». Либералы сейчас выступают за активное продолжение военных действий, за бомбежки, за проведение так называемой «антитеррористической операции».

Они ангажированы — это отчетливо видно. Как только Америка начинала свои жесточайшие операции во всю меру, правозащитники замолкали. Как только Башар Асад начал проводить какие-то военные действия, они начинали кричать, вопить, топать ногами, посыпать голову пеплом, рвать на себе рубашки и рвать зубами занавески. Так всегда было и будет, потому что эта группа не самодостаточна и самостоятельна. Центр управления армией правозащитников находится в США. Правозащитные организации работают только на США и в интересах США.

Сейчас появилось такое понятие, как «православный сталинизм». Насколько возможно объединить эти слова вместе и имеет ли это понятие смысл?

Да, имеет серьёзнейший смысл, потому что Сталин на рубеже эпох, на страшном перекате времен выразил русскую идею. А часть русской идеи — это православие. Построение справедливого общества, основанного на христианской морали, — вот что делал Сталин. Еще он строил супермощное государство, удерживающее миропорядок. Сталинская Россия встала на пути Левиафана, всемирного ростовщического капитализма, из недр которого явится Антихрист. Сталинский СССР — это так называемый катехон — удерживающий… Камень на пути мирового зла. Поэтому православный сталинизм не только возможен, но и органичен. Это течение может считаться мистической проекцией всей русской истории ХХ века.

Весенний привет Андрея Фефелова из Пхеньяна.

В эти дни в Пхеньяне завершился VII съезд Трудовой партии Кореи. Это эпохальное событие для небольшой, но очень целеустремлённой страны, расположенной на восточном краю нашего великого материка, тектоническая плита которого в древнейшей древности надломилась на линии старых Уральских гор. Такая вот материковая конструкция: на западе Пиренейский полуостров, на востоке - Корейский. Две чашечки великих континентальных весов.
ТПК не собиралась на съезд целых 35 лет. Последний раз это было ещё при основателе Северной Кореи, вечном президенте, великом вожде Ким Ир Сене.

Спарта Дальнего Востока по-прежнему мобилизована и готова к любым испытаниям. Нация по-прежнему напряжена, как сжатый кулак. Колоссальные усилия трёх поколений северных корейцев дали свои плоды. Мощная тренированная армия, собственная военная промышленность, колоссальный строительный комплекс, машиностроение, энергетика, космос, ядерное и водородное оружие - всё это создало определённый задел, возможность осмотреться по сторонам, перевести дух, собрать съезд.

Нынешний съезд корейские партийные и государственные деятели именуют "великим водоразделом", после которого на новом организационном и технологическом уровне будет продолжено "мощное наступательное движение" к построению на корейской земле - земного рая. Съезд провозгласил курс на сплочение партии вокруг вновь избранного её руководителя, лидера КНДР маршала Ким Чен Ына.

По-прежнему партия и её лидер, опираясь на идеи Чучхе, нацелены на создание собственного производства и использование собственных видов сырья. Что не просто желательно, но жизненно необходимо в условиях жёстких международных санкций, которыми обложили в последние десятилетия Корейскую народную демократическую республику - этот последний островок экономического социализма в современном мире. Также живой пример успешного функционирования плановой экономики в критических условиях беспрецедентного военного, политического и экономического давления извне.

()

В Севастополе открылось региональное отделение Изборского клуба. В рамках сообщества интеллектуальные элиты страны оказывают огромное влияние на формирование патриотически ориентированной государственной политики во всех сферах. Теперь их деятельность расширилась ещё на один регион. Более 30…

  • April 23rd, 2016 , 07:52 pm

Представители прозападного информационного лобби в России в буквальном смысле завыли, прочитав статью "Пора поставить действенный заслон информационной войне " главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Статья посвящена неотложным мерам по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Приведу лишь некоторые фундаментальные тезисы этой установочной, программной работы.

"Последнее десятилетие Россия, да и ряд других стран, живут в условиях так называемой гибридной войны, развязанной США и их союзниками. Эта война ведётся по разным направлениям - политическому, экономическому, информационному, а также правовому. Причём в последние годы она перешла в качественно новую фазу открытого противостояния. …Основными элементами экономического воздействия стали торговые и финансовые санкции, демпинговые войны на рынке углеводородов, а также валютные войны. Умело манипулируя огромной долларовой массой, Штаты обрушивают национальные валюты развивающихся стран". Поэтому надо "…ужесточить контроль за трансграничным движением капитала. …Принять другие законы в сфере экономической безопасности. …Мера, которая способствовала бы эффективной борьбе с экстремизмом, терроризмом и другими опасными проявлениями преступности,- конфискация имущества как вид уголовного наказания ".

Бастрыкин в своей статье утверждает: "Наиболее разрушительными стали последствия от информационной войны". А также что "…подрыв идеологического фундамента СССР, в основу которого был положен принцип братства народов, также был инициирован извне и строился на приёмах национальной розни ".

Председатель Следственного комитета делает вывод: "Пора поставить действенный заслон этой информационной войне. Нужен жёсткий, адекватный и симметричный ответ ".

Далее читаем: "…представляется целесообразным определиться и с пределами цензурирования в России глобальной сети интернет. …В общественных местах доступа во "всемирную паутину" (библиотеки, школы, другие учебные заведения) установить фильтры, ограничивающие доступ к сайтам, содержащим экстремистские материалы". "…представляется необходимым дополнить содержащееся в федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" понятие экстремистской деятельности (экстремизма) таким проявлением, как отрицание итогов всенародного референдума. …Необходимо решительно пресекать и целенаправленную фальсификацию истории нашего государства ".

И наконец: "Крайне важно создание концепции идеологической политики государства. Базовым её элементом могла бы стать национальная идея, которая по-настоящему сплотила бы единый многонациональный российский народ ".

Что ж, эти разумные замечания и инициативы суть перечень неотложных задач, которые, безусловно, должны быть немедленно решены властью и обществом. Воплощение в жизнь перечисленных инициатив есть необходимое, хотя и недостаточное, условие сохранения России как государства, как страны и как цивилизации.

Обращает на себя внимание тот факт, что Бастрыкин, будучи председателем Следственного комитета РФ и специалистом по проблемам государственной безопасности, затронул темы информации и идеологии. Он употребил термин "информационно-идеологические войны". По сути, сделаны две важнейшие заявки, способные определить ближайшее будущее Российской Федерации.

Во-первых , сформулирован запрос власти на введение в России по примеру Китая режима информационного протекционизма. Если эту "китайскую модель" довести до ума, то у нас появится национальная информационная система, заточенная под стратегические задачи развития страны, а не под коммерческие и политические интересы транснациональных корпораций, владеющих львиной долей мировых информационных ресурсов.

Во-вторых , Бастрыкин ещё раз напомнил о необходимости внесения изменений в Конституцию РФ, которая ныне запрещает государственную идеологию. Страна движется в будущее без руля и ветрил, без долгосрочной стратегии и целеполагания. Такое положение дел угрожает государственной безопасности. О чём со всей чёткостью и военной прямотой заявил Бастрыкин в своей статье. Нам с ним сложно не согласиться.

  • January 28th, 2016 , 10:11 am

Известные политические и общественные деятели патриотического направления объявили о создании "Комитета 25 января". Среди них - лидер партии "Другая Россия" Эдуард Лимонов, глава движения "Новороссия" Игорь Стрелков, председатель Национально-Демократической партии Константин Крылов, известные публицисты и блогеры Максим Калашников, Анатолий Несмиян, Егор Просвирнин и другие.
Комитет позиционирует себя как "Третью силу, противостоящую как тупиковым, обанкротившимся охранителям, так и прозападным белоленточникам. К настоящему времени участники договорились об информационном взаимодействии и поддержке, при этом отмечается, что в перспективе возможны и совместные политические действия".

Комментирует событие Андрей Фефелов:

Возникновение «Комитета 25 января» – явление достаточно логичное и естественное на фоне сегодняшних событий в стране и мире. Экономический кризис задевает всё большие слои населения в России, соответственно активизируется политическая деятельность оппозиционных групп. Оппозиция у нас может быть не только со стороны либералов-западников, но и со стороны национал-патриотов. И патриоты, которые считают себя оппозицией сегодняшнему положению дел в стране, собрались в очень пёстром составе. Например, сложно себе представить, как будут взаимодействовать Игорь Стрелков и Константин Крылов. Оба, конечно, русские националисты, но совершенно разного толка: Крылов – национал-демократ, Стрелков декларирует себя как человек имперского сознания.

Но всё-таки политика порой затмевает идеологию. А политическая ситуация такова, что действительно существует некий путинский центр, который в себя вбирает огромное количество чиновников, бизнесменов, медийных персон, которые порой тянутся к власти из конъюнктурных соображений. Существует очень агрессивная, злобная, не имеющая поддержки в народе, тем не менее, достаточно эффективная благодаря своим связям, финансам и информационным технологиям либеральная оппозиция, которая подгрызает власть, действуя на стороне условного Запада на западные деньги. И выкристаллизовалась группа национал-патриотических оппозиционеров. Они любят говорить о том, как власть всё «слила» - Донбасс, экономику, Россию.

()

  • January 13th, 2016 , 10:18 am

Дорогие зрители телеканала День!

Страна сейчас переживает сложные времена, по стране шагает кризис. Закрываются предприятия на Урале, по стране закрываются заводы и наша маленькая компания тоже терпит бедствие в недрах этого кризиса. Кризис вызван тем, что с 91-го года страна встроена на определенных условиях в международное разделение труда. Все эти постперестроечные годы мы были сырьевым придатком Запада и сейчас мы пожинаем плоды этого положения. Когда-то эти плоды были сладкими, теперь они горькие.

Страна будет выбираться из этого унизительного и невозможного состояния и мы, телекомпания «День» так же будем выбираться из этого финансового коллапса, в который мы попали. Мы сейчас лишены возможности развиваться, лишены возможности двигаться широким отрядом вперед. Огромное число наших авторов, аналитиков, которые у нас выступали сейчас окажутся за бортом. Мы будем двигаться небольшой маленькой группой. Наше вещание предельно сужается. Но это не значит, что мы не развернемся вновь и снова не станем маршем и не поднимем наши знамена. «День» не пойдет на дно, мы выживем, мы выплывем. Но сейчас на определенный период мы ограничим наше вещание, нас станет меньше, мы станем выдавать меньше контента, меньше информации.

Надеюсь что вы, дорогие зрители, отнесетесь к этому с пониманием. Мы вместе выстоим и победим в этих суровых и экстремальных условиях России ХХI века.

  • November 25th, 2015 , 10:54 am

Россия подвергается колоссальному давлению извне. Государство российское очень медленно, со скрипом, перестраивает свои системы жизнеобеспечения и безопасности, желая соответствовать суровым реалиям XXI века. Самолет "Россия" входит в зону турбулентности. И об этом знают все. Каждый житель Федерации - от пенсионерки в глухой сибирской деревне до премьер-министра страны - понимает, что тряска в ближайший год будет только нарастать и ждать передышки не стоит.

Силы, которые кровно заинтересованы в уничтожении России как субъекта истории, - предпринимают громадные усилия, используют все имеющиеся в их распоряжении средства для устранения своего главного геополитического, цивилизационного конкурента. В ход идут санкции, подкуп элиты, информационная война, организация слухов, диверсии и провокации.

У Российской Федерации - есть очевидные слабые места. По ним-то и будут бить! Наша слабость - это сегодняшняя финансово-экономическая система, выстроенная в 1991 году на вассальных, принципах. Впереди, помимо санкций, нас ждет дальнейшая "игра на понижение", которую затеяли с нами демиурги мировых финансов.

Другая слабость - это как таковая слабость административного аппарата. Российский чиновник не знает, что такое муштра. Он инертен и медлителен. Он не испытал на своей шкуре меры ответственности за ту власть и влияние, которыми наделен. В стране тихо действует Большой чиновничий сговор. Хватают только самых зарвавшихся - тех, кто окончательно обнаглел и солит бочки не с селедкой, а с пятитысячными купюрами. В период кризиса классовые интересы бюрократии все больше и больше расходятся с интересами страны. Существует опасность, что сговор перетечет в заговор. Правда, самые умные из бюрократов отлично понимают, что они в одной большой лодке с остальными. И в случае обвала государства их богатства пойду по ветру, а их дети, которые сейчас благостно получают образование в Гарварде, будут в лучшем случае взяты в заложники нашими "западными партнерами". С их помощью будут вскрыты все секретные счета, лежащие на безымянных депозитах в западных банках.

()

  • November 21st, 2015 , 03:18 pm

Андрей Фефелов об эпохе испытаний, Большом чиновничьем сговоре, расколе российского общества и инициаторе "исторического" конфликта с "екатеринбургскими останками".

  • September 26th, 2015 , 10:37 am

Tак! Выпуск №31.
Андрей Фефелов о том, почему санкции не распространяются на алкоголь, великом походе на Россию международных пивных монополистов и таинственной связи пива и либерализм.

  • September 19th, 2015 , 10:30 am

Главный редактор интернет-канала «День» о сакральности русских сказок, «мертвой» и «живой» воде, Александре Бородае и Игоре Стрелкове.

Анастасия Михайловская: Сегодня в гостях у программы «Взгляд Новороссии» Андрей Фефелов, журналист и главный редактор телеканала «День». Здравствуй Андрей! Как дела, как вообще происходит твоя жизнь?

Андрей Фефелов: Приветствую! Как дела, ну, осень царит такая прекрасная в Москве, сухие листья по бульварам влекутся. Хочется покинуть сей град, и уехать куда-то. Дело в том, что я - раб лампы. Что такое канал «День», газета «Завтра» - это волшебная лампа Алладина, и в ней сидит джин. И джинн - это я.

А.М.: И ты трешь эту лампу, и оттуда выходят какие-то новые известия?

Нет, я джинн, раб лампы. А трут эту лампу наши зрители и читатели, они потрут, и оттуда я вылезу.

А.М.: А скажи мне тогда, пожалуйста, а Бородай тер эту лампу, или он тоже с тобой в лампе сидел?

А.Ф.: Бородай был второй джинн тоже. Дело в том, что с Александром Бородаем мы в свое время создали телеканал «День». Это был такой совместный проект. Но потом у него нашлись другие дела, он куда-то уехал, все лето пропадал где-то.

А.М.: Что значит куда-то? Ты имеешь в виду, что туда, где революция и война? А как ты относишься к такому поступку твоего друга?

А.Ф.: Поступку? Что значит поступку? Это его судьба, жизнь. Что, такое ощущение, что он был такой тихий клерк, всю жизнь занимался перекладыванием бумаг и вдруг…

А.М.: Ну, никто же о нем не знал. Кто знал Александра Бородая, кроме тебя и телеканала «День»? И тут, вдруг, первые полосы в газетах.

А.Ф.: Звезды, типа Филиппа Киркорова, конечно, они затмили нашу славу в свое время с Сашей Бородаем. Но Бородай был известным человеком в патриотической среде, начиная с 93-его года, когда мы еще были молодыми людьми. Мы окунулись в пучину народной национальной революции и восстания 1993 года и достаточно активно там действовали на разных участках.

Кстати говоря, до 1993 года он успел повоевать добровольцем в Приднестровье. Он, будучи студентом философского факультета МГУ, взял академический отпуск и уехал на годик повоевать в Приднестровье.

(

Александр Андреевич Проханов — известный советский и российский писатель. Александр Андреевич — политический и общественный деятель. Он член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982).

Ранние годы и образование Александра Проханова

Как сообщается в биографии Александра Проханова в Википедии, его предки, молокане, ушли из Тамбовщины и Саратовской губернии в Закавказье. Его дед Александр Степанович Проханов был молоканским богословом и приходился родным братом Ивану Степановичу Проханову , — основателю и руководителю Всероссийского союза евангельских христиан (1911−1931) и вице-президенту Всемирного баптистского альянса (1911−1928). Дядя А.А. Проханова, учёный-ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С. Проханова, был репрессирован, но затем освобождён.

В 2013 году, давая интервью «Русскому вестнику», Александр Андреевич Проханов рассказывал о своем детстве:

«…родившись 26 февраля 38 года, через три недели вернулся в Москву, где проживали мои родители. Поехали рожать в Тифлис, потому что это родовой город моих пращуров-молокан. Там были молоканские слободы, и моя бабка решила, что рожать меня нужно в тепле, а не в лютой февральской Москве. Там я и родился в доме, который принадлежал моему прадеду Титу Алексеевичу Фефелову , который он купил, разбогатев на Военно-грузинской дороге, где он был ямщиком — гонял тройки, держал ямы. Туда он буквально спустился с гор — из молоканских деревень, из Ивановки — и сел на облучок. А тогда шли непрерывные русско-турецкие войны, и всё время требовалось перевозить фураж, офицеров, всевозможные грамоты, депутации. Однажды он вёз Великого князя и так ловко его промчал, и так ловко его забавлял по дороге — уж не знаю чем: может, песни пел или рассказывал всякие истории — что, когда он догнал свою тройку до Тифлиса, Великий князь подарил ему перстень: изумруд, окружённый небольшими бриллиантами. Этот перстень до сих пор находится у меня в семье: это моя семейная реликвия».

Александр Проханов учился в московской школе № 204. И опять, вспоминая школьные годы, Александр Андреевич рассказывал :

— Моя школа № 204 находилась около Минаевского рынка и Миусского кладбища. Она была построена на месте огромного кладбища при монастыре, который назывался «Всех скорбящих Радость», или Скорбященский монастырь. Когда мы сажали дерева, рыли ямы на нашей территории, вдруг проваливались в склепы, в могилы, а из этих могил на нас смотрели скелеты: некоторые — с золотыми коронками, были чиновничьи пуговицы с орлами и иногда даже ордена. И однажды, по-моему, в седьмом классе, строя футбольное поле и вырывая ямы для ворот — для штанг, мы отыскали череп и, достав его, мы, естественно, решили поиграть им в футбол. И мы гоняли этот череп с воплями и ахами, а потом он куда-то делся. Кажется, опять закопали в ту яму, куда вогнали эту штангу.

Спустя много лет, когда я увлёкся Николаем Фёдоровым и стал искать на плане кладбища местонахождение его могилы, она, как мне показалось, практически совпала с расположением той ямы, откуда мы вытащили череп. И, наверное, это было не так, наверное, это был другой череп, а, может, и тот же самый. И, может быть, я семиклассником гонял в футбол черепом нашего мистика Николая Фёдорова, чьё учение я очень остро воспринял и до сих пор считаю себя его учеником. Весь этот русский космизм в его развитии для меня ассоциируется с Фёдоровым — с его идеей о воскрешении из мёртвых, с Федоровским учением о кладбищах. И я, таким образом, своеобразно воспринял учение о кладбищах. Таким образом, я, наверное, «пытался воскресить» Фёдорова. И он меня извинил, потому что всё остальное время под этой луной я посвятил идее преодоления смерти — воскрешению, будь то страны, эры, эпохи, милые моему сердцу люди, ближние, предметы, книги и тексты.

После школы Александр Проханов поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1960 году. Но проработав два года инженером, Александр почувствовал, что это занятие не для него.

Два года — с 1962 по 1964 — Александр Андреевич был лесником в Карелии, водил экскурсии в Хибины и участвовал в раскопках в Туве. Тогда же познакомился с творчеством Владимира Набокова и Андрея Платонова .

Как утверждал Проханов, в нем «бродили гуманитарные энергии». Круто изменив свою жизнь, Александр Андреевич считает, что это был «радикальный» поступок: «В моей жизни такой поступок был повторен, может, только ещё один раз — в период перестройки, когда я выбрал такую радикальную тотальную оппозицию Горбачёву и сломал все предшествующие отношения. Два раза я ломал таким образом свою жизнь».

Карьере Александра Проханова в журналистике

Вернувшись в цивилизацию, Александр Андреевич Проханов, как он говорил, ощущал себя наполовину диссидентом. Он посещал эзотерические кружки, которые фактически находились в тотальной конфронтации с реальностью, со строем государства.

Александр Проханов начал печататься в 1962 году, рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Смене», «Семье и школе», «Сельской молодежи».

С 1968 года Проханов начал работать в газете «Литературная Россия» на постоянной основе и почти сразу же молодого журналиста послали на остров Даманский. В биографии Александра Проханова говорится, что он первым в 1969 году описал в репортаже события на Даманском во время советско-китайского пограничного конфликта.

Александр Андреевич Проханов вспоминал, как он был потрясен такими внезапными переменами в своей жизни: «…Даманский бой заставил меня переосмыслить всё: историю, мою роль. Тогда я впервые почувствовал величие и трагизм государства. Тогда говорили о возможной большой войне Советского Союза и Китая. И я встроился в эту железную струю государственной идеологии. Потом много лет носился по заводам, стройкам, рудникам от Северного полюса до Южного, потом оседлал советскую атомную триаду: походы на лодках в Антарктику, полёты над полюсом, барражирование с мобильными ракетными системами, семипалатинский взрыв. Потом — многократные поездки в Афганистан. Горячие точки, практически все войны, которые вела Красная империя перед тем, как пасть, это были мои войны. Все континенты: Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Кампучия, Никарагуа, Афганистан. Потом эти войны как-то совершенно логично перетекли в войны на территории моей страны. И тоже практически все: Карабах, Приднестровье, Абхазия. Все эти бесчисленные драмы, эти две революции: одна революция 1991 года, или контрреволюция, и восстание 1993 года, две Чеченские войны — и вот так я докатился до этих дней — не знаю, когда они оборвутся. Живу такой бешеной жизнью».

В 1972 году Александр Андреевич Проханов был принят в Союз писателей СССР. В 1985 году Проханов стал секретарем Союза писателей РСФСР.

С 1986 года Александр Андреевич активно публиковался в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете». С 1989 по 1991 год Проханов работал главным редактором журнала «Советская литература». Являлся членом редколлегии журнала «Советский воин». В КПСС не состоял.

В 1990—1993 году Александр Андреевич Проханов был главным редактором собственной газеты «День».

Приход Александра Проханова в политику

Когда в 1986 году Александр Проханов увидел, что его государство олицетворено Горбачёвым, он порвал с ним радикально и стал политическим деятелем, опубликовав резкую антиперестроечную статью «Трагедия централизма». Вокруг Александра Проханова, как он сказал, «завертелись вихри — и враждебные, и дружественные, и это сделало меня другим человеком».

В 1990 году Александр Проханов подписал «Письмо 74» *.

В декабре 1990 Александр Андреевич Проханов создал газету «День», стал ее главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета «День» была одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов, но была запрещена Министерством юстиции после октябрьских событий 1993 года. В газете «День» антиконституционные действия президента Ельцина назывались государственным переворотом

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Александр Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча Александр Андреевич был на стороне ГКЧП.

На президентских выборах 1996 года Александр Андреевич Проханов поддерживал кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова .

В июле 2012 года Владимир Путин издал указ, в котором утвердил членов Совета по общественному телевидению. Проханов был включен в его состав.

Александр Андреевич Проханов — председатель и один из учредителей Изборского клуба — сообщества экспертов, изучающих внутреннюю и внешнюю политику России. Александр Проханов — член Общественного совета при министерстве обороны РФ, является также заместителем председателя этого Совета.

Александр Андреевич стал соучредителем Международной литературно-медийной премии имени Олеся Бузины .

Александр Проханов награжден орденами Трудового Красного знамени, Дружбы народов, Знак Почета, отличительным знаком «За службу на Кавказе».

Книги Александра Проханова

В 1971 году Александр Андреевич Проханов опубликовал первую книгу «Иду в путь мой» о русской деревне. Ее проблемам Проханов посвятил и книгу «Неопалимый цвет» (1972).

В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все — 1974), «Огненная купель» (1975). В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов Александра Проханова «Желтеет трава».

В 1975 году был опубликован первый роман писателя Проханова «Кочующая роза», посвященный его впечатлениям от поездок по Дальнему Востоку и Сибири. Затем вышли книги Александра Проханова: «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981).

По мотивам одноименного романа Александра Проханова в 1983 году режиссером Анатолием Граником был снят двухсерийный художественный фильм-мелодрама «Место действия», поставленный на киностудии «Ленфильм».

В начале 1980-х годов Александр Андреевич Проханов обратился к жанру военно-политического романа, написал романы: «Дерево в центре Кабула» (1982), «В островах охотник…» (1983), «Африканист» (1984), «И вот приходит ветер» (1984). Также в 80-е годы вышли повести Проханова: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и другие.

Тема Афганистана отражена в романах «Рисунки баталиста» (1986) и «Шестьсот лет после битвы» (1988).

Среди заметных рассказов и новелл советского периода у Александра Проханова выделяют следующие произведения: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все — 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кондагарская застава» (все — 1989) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» Проханов получил премию им. А.П. Чехова , говорится в биографии Александра Андреевича на сайте РИА «Новости».

После распада СССР из-под пера Александра Проханова вышли романы «Последний солдат Империи» (1993), «Красно-коричневый» (1999), «Чеченский блюз» (1998), «Идущие в ночи» (2001), «Господин Гексоген» (2001).

Опубликованный в 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген» стал сенсацией и был удостоен литературной премии «Национальный бестселлер». Книга, описывающая взрывы домов в 1999 году, как результат заговора власти с целью ее передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику, вызвала, в частности, такие отзывы:

«Через совписовскую и одновременно галлюцинаторную прозу Проханова неистовствует репрессированное политически, но притаившееся в языке, архитектуре, музыке имперское „советское“: Красная площадь, тело Ленина , сталинские проспекты и высотки, песни Пахмутовой и возможность ловить бабочек на берегах Рио-Коко. Проханов — единственный сохранившийся у империи ретранслятор, способный текстуально передать эту мощь» (Лев Данилкин ).

«Ландшафт Проханова — не ностальгический (совимперский), а футуристический. Те, кто полагал, что прохановская идеальная Аркадия — это бесконечная галерея иконных окладов, захватанных кумачовых лозунгов и полуистлевших ценников из захудалого сельпо, прочитав „Господина Гексогена“, будут потрясены его мощнейшим техногенным пафосом» (Иван Куликов ).

По мнению Захара Прилепина , «Господин Гексоген» в 2001 году «взломал» литературную ситуацию: «Тогда литература находилась во власти либеральной общественности, которая не пускала на книжные полки „негодяев“ вроде меня. Благодаря Проханову получили путевку в литературу не только я, но и Михаил Елизаров , Сергей Шаргунов и другие писатели со взглядами левого толка».

«Господин Гексоген» стал последней книгой серии «Семикнижие» Александра Проханова. Главный герой этих книг — генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

В «Семикнижие» входят романы Проханова: «Сон о Кабуле», «И вот приходит ветер», «В островах охотник», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый» и «Господин Гексоген».

В 2011 году вышли книги Александра Проханова «Путин, в которого мы верили» и «Русский». В 2012 году литератор издал «Поступь русской победы», что указало на появление нового жанра в творческой биографии Проханова.

В 2014 году автор написал роман «Крым». Герой книги Александра Проханова отождествляется с новой жизнью полуострова, которая началась у Крыма после присоединения к России. В 2016 году вышла книга «Новороссия, кровью умытая». Роман стал своеобразной летописью последних событий в стране. В феврале 2018 года Украина опубликовала список книг, запрещенных на ввоз из России. В него попал роман Проханова «Новороссия, кровью умытая».

В 2017 году вышли новые книги Проханова «Русский камень» и «Убить колибри».

По сценариям и произведениям Проханова были поставлены фильмы: «За все заплачено» (1988), «Шурави» (1988), «Ущелье Духов» (1991), «Охотники за караванами» (2010), «Убийство городов» (2016).

Александр Андреевич Проханов — лауреат многих литературных премий: «Бунинская премия» (2009), Всероссийская литературная премия имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» (2011), премии «Белые журавли России» с формулировкой «За вклад в российскую мировую литературу» (2013) и других.

Стиль писателя Проханова называют оригинальным, колоритным, подчеркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу.

По мнению писателя Юрия Полякова , Проханова воспринимают только как главного редактора газеты «Завтра», но по эстетике Александр Проханов постмодернист, а по направлению, по идеологии — имперский писатель, и это достаточно редкое сочетание.

Взгляды и цитаты Александра Проханова

«Я два раза в жизни испытал ужас. Первый раз в 1991 году, когда погибла моя страна, я испытал ужас, не страх, а ужас. Ну страх вообще мы испытываем… Вот идешь, скользко, не упади… А вот такой мистический, кромешный, вселенский ужас, когда всё во мне орало и глаза вываливались из глазниц, — это в 1991 году. Кошмар. И второй раз, конечно, в 1993 году, когда всё погибло, и мне казалось, что за мной гонятся не люди в черной униформе, в масках, а бесы», — рассказывал Александр Проханов в интервью Сергею Шаргунову в «Свободной прессе».

«Я себя представляю огромной крысой величиной со слона. У меня такой длинный скользкий чешуйчатый хвост, и такое розовое рыльце, нюхающее всё, и такие белые седые усы, и такая очень острая колючая пасть с резцами. И вот эта крыса прогрызает все тверди. Она всё грызет, грызет и протачивает куда-то ход. Если бы я был бабочкой, я бы никуда бы не долетел, понимаешь? Я сел бы на цветке, и, дожидаясь зимы, уснул. Я — крыса, которую ничто не берет. Есть, говорят, крот истории, — есть такое выражение? Вот я крыса истории, я ее прогрызаю каждый раз».

«…я бы его (Ленина) никогда не отдал, я бы оставил его в недрах русской цивилизации, потому что Ленин положил начало красному веку — веку, который сотряс этот усталый ветхий мир».

«Сталин — это великий русский монарх. Одержав мистическую победу, он стал ещё и помазанником».

О событиях на Украине Александр Проханов говорил , что вся украинская реальность — финансовая, политическая — она представляет из себя нарастающий хаос: «Мы видим падение Украины. Кто-то может радоваться, кто-то может ликовать, но наблюдатель, знающий падение царств, видит, что падает украинское царство, не успев сформироваться, как государство. Оно летит в пропасть».

В ноябре 2014 года суд обязал «Известия» опровергнуть статью Александра Проханова «Певцы и подлецы» от 17 августа. В статье содержалась информация о том, что Андрей Макаревич дал концерт на Украине перед украинскими военнослужащими, «которые сразу же после концерта отправились на позиции и из тяжелых гаубиц долбили дома, школы и госпитали Донецка, разрывая на части донецких девочек».

О советском периоде: «…Это моя жизнь, это жизнь моей матери, умирая, она сказала, что это была великая эпоха, смысл советского периода в одержании победы — не военной и геополитической победы. Это, по существу, как Второе пришествие Христа, потому что, если бы не было этой победы, мир стал бы развиваться совершенно другими, страшными фашистскими путями, а победа выпрямила эту земную ось, и 30 миллионов русских, погибших на войне — это Христова жертва. Я считаю, что смысл советского периода в победе».

О перестройке: «Перестройка» — это «отворились врата адовы»".

О будущем России: «„Русское чудо“ — это действующий мощный фактор русской истории, каждый раз выхватывающий Россию из безнадёжной бездны. И меня на земле по-прежнему держит уверенность в том, что „русское чудо“ в очередной раз свершится и грядущая Россия будет чудесной».

Проханов очень переживает в связи с происходящими в мире событиями, отмечая рост русофобии.

«Совсем недавно черногорцы говорили, что они обожают Россию, и что если залезть на вершину гор в Черногории, оттуда можно увидеть Кремль, — цитирует Александра Проханова „Русская служба новостей“. — Черногорцы обожали Россию ещё в большей степени, чем белградские сербы. И что же произошло за это короткое время? Как перепахали сознание черногорцев, как присутствие там американских эмиссаров, американского правительства, американской культуры, американской доминаты, как они исковеркали сознание этого чудесного народа. Вот в чём горечь».

Личная жизнь и увлечения Александра Проханова

Александр Проханов овдовел в 2011 году. С женой Людмилой Константиновной он прожил счастливую жизнь. Имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей Александра Проханова — публицист Андрей Фефелов , другой — фотограф и автор-исполнитель Василий Проханов .

«Однажды я сказал сыну Васе: „Я чувствую свою вину перед вами, я очень мало вами занимался. И более того, я очень мало помню из вашего детства, потому что я всё время где-то болтался, был занят своими делами, романами, и вы как-то прошли, как в тумане, передо мной. Я вами не занимался. Простите меня за это“. А он мне сказал: „Отец, ты не винись, потому что ты нами очень много занимался. Мы смотрели на тебя, мы видели тебя. Мы видели твое отношение к матери, видели твое отношение к труду, к друзьям, к творчеству. Ты очень сильно на нас влиял“», — вспоминал Александр Проханов в интервью «СП».

Александр Андреевич Проханов увлекается коллекционированием бабочек. Рисует в стиле примитивизма.

* «Письмо семидесяти четырёх » — общее альтернативное название двух документов : «Письма писателей России Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза», подписанного 74 литераторами, а также его доработанного после избрания Президентом СССР М. С. Горбачёва варианта — «Письма писателей, деятелей культуры и науки России Президенту СССР, Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза».

Советский и российский общественный деятель, писатель, публицист. Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты "Завтра".

Семья

Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Его дед, брат Ивана Степановича Проханова, лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928 гг.) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911г.). Дядя А. А.Проханова, ученый ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С.Проханова, был репрессирован, но затем освобождён вследствие отказа от унаследованного после смерти И. С. Проханова в Берлине значительного состояния в пользу государства.

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов .

Биография

Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. В 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу.

В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

В 1968 году начал работать в "Литературной газете" .

С 1970 года работал корреспондентом "Литературной газеты" в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Александр Проханов становится членом Союза писателей СССР.

С 1986 года активно публикуется в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", а также в "Литературной газете".

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала "Советская литература".

В КПСС никогда не состоял.

В 1990 году подписал "Письмо 74-х".

В декабре 1990 он создаёт свою газету "День" , где также становится главным редактором.

15 июля 1991 года газета опубликовала "антиперестроечное" обращение "Слово к народу". Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча поддерживает ГКЧП .

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных, как он считал, действий Ельцина , называя их государственным переворотом и поддержал ВС РФ. После расстрела парламента газета "День" была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы - уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске, как специальные выпуски коммунистической газеты "Мы и время".


5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету "Завтра" , главным редактором которой стал Проханов. Некоторые организации обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Во время президентских выборов в 1996 году, Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру Геннадия Зюганова , лидера КПРФ . Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, причем ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений.

В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации .

В 1999 году, после серии взрывов жилых домов, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в литературном произведении "Господин Гексоген" , за который Проханов в 2002 году получил премию "Национальный бестселлер".

С 2007 по январь 2014 - постоянный гость радиопередачи "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы". Своё прекращение сотрудничества с радиостанцией объяснил так: "Я работаю здесь как журналист… Я не журналист. Мне хочется поговорить с миром, с моими друзьями как художник, как писатель, как философ, как проповедник и исповедник, потому что я прожил гигантскую жизнь и мне хотелось бы рассказать об этой жизни моим слушателям ".

С сентября 2009 года - на радиостанции "Русская Служба Новостей" по понедельникам в 21:05 принимает участие в передаче "Солдат империи", а с января 2014 года по понедельникам в 20:05 участвует в программе "Без вопросов".


2003-2009 годах - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "К барьеру!".

С 2010 года - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "Поединок".

2013-2014 - один из ведущих рубрики "Реплика" на телеканале "Россия 24".

Ноябрь 2014 года - Суд обязал Проханова выплатить Андрею Макаревичу 500 тысяч рублей за ложь в публикации в газете "Известия", где утверждалось, что Макаревич дал концерт в Славянске, "и эту музыку слышали томящиеся в подвалах пленные ополченцы, которым битами раздробили руки и ножами выкололи глаза ". Макаревич уверял (и смог доказать в суде), что дело было не в Славянске, а в Святогорске, а пел он не перед "карателями", а перед беженцами. Проханов утверждает, что Михаил Барщевский , представляющий в процессе музыканта оказывал давление на суд.

Проханов чрезвычайно плодовитый писатель: практически каждый год выходит по его роману. Стиль Проханова многие критики считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. "Язык Проханова, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу ". В то же время есть и другая точка зрения в среде литературоведов, которые находят его стиль "банальным", "манеру письма - слащавой, основанной на бесстыдной лжи и перенасыщенной дешёвыми украшающими эпитетами ".

Проханов увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).

Скандалы, слухи

Проханову приписывают весьма тесные контакты с Березовским , в период его Лондонского изгнания. В частности, интервью БАБа главному редактору газеты "Завтра", стало поводом для исключения Бориса Абрамовича из партии "Либеральная Россия" .

Во время трагедии в Норд-Осте, Борис Березовский, депутат Госдумы Виктор Алкснис и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов подвергли критике действия российских властей по освобождению заложников.

Свою позицию по этому вопросу они изложили в совместном заявлении, принятом по итогам встреч, прошедших в Лондоне 25 и 26 октября 2002 года. По их мнению "теракт был бы невозможен без вопиющего попустительства и, возможно, соучастия отдельных представителей власти ". "Президент РФ Владимир Путин, с первых же часов трагедии устранился от участия в урегулировании кризиса. Ни он сам, ни его представители не предложили ни одного варианта решения проблемы и не принимали никакого участия в судьбе заложников ", - отмечают Березовский, Проханов и Алкснис. "Самый драматический эпизод за неполные три года пребывания В. Путина у власти показал, что сегодня в Кремле нет лидера, способного защитить граждан России " - подчеркивается в заявлении Березовского, Проханова и Алксниса.

Рассказывают, что Александр Проханов в 2002 году получил от Березовского $300 000 "на развитие своего издания", соблазняя изгнанника туманными обещаниями стать оппозиционным кандидатом в президенты. Никакого "развития издания" не случилось: "развивать" А.А. Проханов решил собственную дачу.

В 2003 году в редакцию Lenta.Ru поступило заявление предпринимателя Бориса Березовского и Александра Проханова, посвященное убийству депутата Госдумы Сергея Юшенкова . Авторы письма утверждают, что ответственность за убийство Юшенкова лежит на российских властях, а также обещают, что оппозиция победит на выборах и "предотвратит гибель страны, идущую из Кремля".

Семья

Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Его дед, брат Ивана Степановича Проханова, лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928 гг.) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911г.). Дядя А. А.Проханова, ученый ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С.Проханова, был репрессирован, но затем освобождён вследствие отказа от унаследованного после смерти И. С. Проханова в Берлине значительного состояния в пользу государства.

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов .

Биография

Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. В 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу.

В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

В 1968 году начал работать в "Литературной газете" .

С 1970 года работал корреспондентом "Литературной газеты" в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Александр Проханов становится членом Союза писателей СССР.

С 1986 года активно публикуется в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", а также в "Литературной газете".

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала "Советская литература".

В КПСС никогда не состоял.

В 1990 году подписал "Письмо 74-х".

В декабре 1990 он создаёт свою газету "День" , где также становится главным редактором.

15 июля 1991 года газета опубликовала "антиперестроечное" обращение "Слово к народу". Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча поддерживает ГКЧП .

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных, как он считал, действий Ельцина , называя их государственным переворотом и поддержал ВС РФ. После расстрела парламента газета "День" была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы - уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске, как специальные выпуски коммунистической газеты "Мы и время".


5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету "Завтра" , главным редактором которой стал Проханов. Некоторые организации обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Во время президентских выборов в 1996 году, Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру , лидера . Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, причем ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений.

В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации .

В 1999 году, после серии взрывов жилых домов, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в литературном произведении "Господин Гексоген" , за который Проханов в 2002 году получил премию "Национальный бестселлер".

С 2007 по январь 2014 - постоянный гость радиопередачи "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы". Своё прекращение сотрудничества с радиостанцией объяснил так: "Я работаю здесь как журналист… Я не журналист. Мне хочется поговорить с миром, с моими друзьями как художник, как писатель, как философ, как проповедник и исповедник, потому что я прожил гигантскую жизнь и мне хотелось бы рассказать об этой жизни моим слушателям ".

С сентября 2009 года - на радиостанции "Русская Служба Новостей" по понедельникам в 21:05 принимает участие в передаче "Солдат империи", а с января 2014 года по понедельникам в 20:05 участвует в программе "Без вопросов".


2003-2009 годах - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "К барьеру!".

С 2010 года - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "Поединок".

2013-2014 - один из ведущих рубрики "Реплика" на телеканале "Россия 24".

Ноябрь 2014 года - Суд обязал Проханова выплатить 500 тысяч рублей за ложь в публикации в газете "Известия", где утверждалось, что Макаревич дал концерт в Славянске, "и эту музыку слышали томящиеся в подвалах пленные ополченцы, которым битами раздробили руки и ножами выкололи глаза ". Макаревич уверял (и смог доказать в суде), что дело было не в Славянске, а в Святогорске, а пел он не перед "карателями", а перед беженцами. Проханов утверждает, что , представляющий в процессе музыканта оказывал давление на суд.

Проханов чрезвычайно плодовитый писатель: практически каждый год выходит по его роману. Стиль Проханова многие критики считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. "Язык Проханова, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу ". В то же время есть и другая точка зрения в среде литературоведов, которые находят его стиль "банальным", "манеру письма - слащавой, основанной на бесстыдной лжи и перенасыщенной дешёвыми украшающими эпитетами ".

Проханов увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).

Скандалы, слухи

Проханову приписывают весьма тесные контакты с Березовским , в период его Лондонского изгнания. В частности, интервью БАБа главному редактору газеты "Завтра", стало поводом для исключения Бориса Абрамовича из партии "Либеральная Россия" .

Во время трагедии в Норд-Осте, Борис Березовский, депутат Госдумы Виктор Алкснис и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов подвергли критике действия российских властей по освобождению заложников.

Свою позицию по этому вопросу они изложили в совместном заявлении, принятом по итогам встреч, прошедших в Лондоне 25 и 26 октября 2002 года. По их мнению "теракт был бы невозможен без вопиющего попустительства и, возможно, соучастия отдельных представителей власти ". "Президент РФ Владимир Путин, с первых же часов трагедии устранился от участия в урегулировании кризиса. Ни он сам, ни его представители не предложили ни одного варианта решения проблемы и не принимали никакого участия в судьбе заложников ", - отмечают Березовский, Проханов и Алкснис. "Самый драматический эпизод за неполные три года пребывания В. Путина у власти показал, что сегодня в Кремле нет лидера, способного защитить граждан России " - подчеркивается в заявлении Березовского, Проханова и Алксниса.

Рассказывают, что Александр Проханов в 2002 году получил от Березовского $300 000 "на развитие своего издания", соблазняя изгнанника туманными обещаниями стать оппозиционным кандидатом в президенты. Никакого "развития издания" не случилось: "развивать" А.А. Проханов решил собственную дачу.

В 2003 году в редакцию Lenta.Ru поступило заявление предпринимателя Бориса Березовского и Александра Проханова, посвященное убийству депутата Госдумы Сергея Юшенкова . Авторы письма утверждают, что ответственность за убийство Юшенкова лежит на российских властях, а также обещают, что оппозиция победит на выборах и "предотвратит гибель страны, идущую из Кремля".